“КАРАВАН” подробно рассказывал, как действовал летчик в сложной ситуации, как, рискуя собственной жизнью, отвел падающий самолет от населенного пункта, как по приказу руководителя полетов катапультировался остался жив, но после всего этого воздушного кошмара все равно угодил за решетку. Суд первой инстанции в январе прошлого года назначил офицеру наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года.
Выслушав приговор, офицер и его семья не сломались, не сошли с ума, продолжая свято верить и ждать торжества справедливости.
Ждать, что когда-нибудь прирожденный военный летчик вернется за штурвал истребителя, чтобы снова подняться в небо и встать на защиту воздушных рубежей Родины. Переломный момент настал…
6 августа этого года Талдыкорганский городской суд под председательством судьи Б. Ш. Дуйсенбекова постановил, цитирую: “освободить осужденного Искакова А. А. от наказания, назначенного по приговору Военного суда Талдыкорганского гарнизона от 12 января 2018 года в виде 4 лет лишения свободы с применением ст. 63 УК условно с установлением пробационного контроля, с лишением права занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с полетами, подготовкой к ним и эксплуатацией военных летательных аппаратов сроком на 4 года”. Постановление это, правда, пока еще не вступило в законную силу, но сей документ с таким воодушевлением был воспринят среди военных летчиков, что “КАРАВАН” не смог удержаться от рассказа об этом важном событии.
Оказывается, в апреле сего года в законодательный акт по вопросам транспорта были внесены существенные изменения, в соответствии с которыми действия осужденного А. Искакова переквалифицированы с уголовного преступления в проступок.
А это, как подтвердили “КАРАВАНУ” военные юристы, “значительно смягчает наказание”.
Между жизнью и смертью
Напомню, приговор Военного суда первой инстанции сослуживцы Адильбека Искакова, все его родные и друзья сочли чрезмерно суровым – 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Ветераны авиации уважаемые генералы Мухтар Алтынбаев, Тохтар Аубакиров, Жиентай Сандыбаев пытались на законных основаниях в судах отстоять боевого летчика и понять, за какие такие страшные грехи опытного пилота посадили на нары, изолировав от общества, жены и малолетних детей.
Позже свое веское депутатское мнение высказал известный журналист Артур Платонов, космонавт Айдын Аимбетов, летчики-асы Нурлан Орманбетов и Кайрат Баймаханов. Земляки поддерживали Адильбека Искакова всё это время, учителя начальной военной подготовки, литературы, математики, истории звонили и писали в редакцию “КАРАВАНА” письма с рассказом о своем ученике, гордости школы, который с детства мечтал стать непременно военным летчиком-истребителем. Всех не перечислить. И теперь семья Адильбека Искакова всем безмерно благодарна за поддержку и внимание.
Без малого полтора года “КАРАВАН” не упускал из виду эту историю между жизнью и смертью, между тюрьмой и свободой, рассказывая читателям о том, что происходит вокруг громкого уголовного дела.
Напомню, по заключению государственной комиссии причиной аварии Су-27 бортовой номер 09 стало “самовыключение обоих двигателей из-за полной выработки топлива в полете”.
Вышедший в запас подполковник авиации Нурлан ОРАЗОВ, вылетевший на боевое задание в тот роковой день одновременно с Адильбеком Искаковым, тоже старался внести свою лепту в поиске справедливости. Военного летчика, совершившего катапультирование из потерявшего управление Су-27, осудили незаконно?
– Адильбек Искаков – грамотный летчик во всех отношениях и по своей природе очень сильный человек, – сказал в интервью “КАРАВАНУ” подполковник Оразов. – Как заместитель командира части по летной подготовке, я могу сказать, что он абсолютно все задания по программе усваивал быстро и качественно. Ни разу даже на минуту на службу не опоздал. Очень ответственный был офицер и трудолюбивый. И небо очень любил.
– В воздухе всякое случается, – продолжает Нурлан Оразов. – Бывают и ошибки, и отказ техники, но человек – военный пилот – всегда был ценнее железа. Ценнее любого самолета. Боевого летчика никогда и нигде ранее не осуждали и не упекали за решетку. У Искакова было более 600 часов налета! На его обучение и многолетнюю подготовку затрачены колоссальные деньги – миллиарды тенге. Конечно, для государства гораздо ценнее вернуть его в строй, а не отлучать от неба. За битого двух небитых дают. Или я не прав?!
Чтобы выжить и не умереть с голоду
После ряда статей и апелляционной жалобы реальный срок Адильбеку Искакову был заменен на условный. Адильбек вернулся домой к жене и малолетним деткам.
Чтобы элементарно выжить и не умереть с голоду, ему приходилось разгружать вагоны, торговать на базаре колбасой, работать на СТО сначала простым слесарем, затем небольшим руководителем.
Покидать город ему было строжайше запрещено, хотя приглашения поработать в гражданской авиации поступали неоднократно. Отказывался. Мечтал вернуться в армейский строй. Жена Ажар понимала его и всячески поддерживала мужа. Доченька Акжан, когда отец забирал ее из садика, обнимала крепко за шею и шептала на ухо: “Ничего, папочка. Всё будет хорошо. Ты будешь еще летать, верь мне. А сейчас пойдем домой, к маме”. Так они и жили. С надеждой на лучшее.
Командующий Военно-воздушными силами генерал-майор авиации Даурен КОСАНОВ в разговоре с корреспондентом “КАРАВАНА” отзывался о бывшем подчиненном пилоте как о высококлассном летчике, способном мгновенно принимать единственно правильные решения в сложных условиях, когда времени на раздумья практически не остается.
– Адильбека Искакова я знаю исключительно с положительной стороны, неоднократно летал с ним на спарке, потому знаю почерк его работы, – комментировал после очередного заседания военного суда генерал Косанов. – Майор Искаков в составе команды лучших военных летчиков неоднократно защищал интересы Казахстана на международных армейских играх, добиваясь призовых мест в жесткой конкурентной борьбе. Принимал участие во всех учениях, выставках, парадах…
Воинское звание майора Адильбек Искаков тоже получил досрочно за высокие показатели в службе и безупречную дисциплину.
Имел ряд заслуженных наград и грамот не только от министра обороны Республики Казахстан, но и от министров обороны Российской Федерации, Республики Беларусь.
– Мы обращались к нашему Первому Президенту – Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, в Верховный суд, к министру обороны генерал-майору Ермекбаеву, – говорит жена боевого летчика Ажар Искакова. – Благодарны, что были услышаны теми, кто в нас верил. Что военные не оставили нас без внимания, не бросили на произвол судьбы. Спасибо командованию авиационной базы, друзьям и сослуживцам Адильбека. Без этой поддержки мы не выжили бы никогда.
Я здоров как бык и готов к службе в армии
– Выполняя поставленную задачу, я доложил руководителю полетов о резком уменьшении оборотов правого двигателя до 72 процентов, а еще через 30 секунд – о полном отказе систем управления самолетом, – вспоминает Адильбек Искаков. – Когда борьба за возможность сохранности и целостности истребителя стала бессмысленной, руководителем полетов был отдан приказ экстренно катапультироваться. Однако, осознавая перспективу ущерба от обрушения судна на населенный пункт, я отвернул падающий самолет от городской черты, от населенных пунктов и покинул судно на высоте 700 метров. Объективный контроль зафиксировал все данные того полета.
– Адильбек, знаю, что Талдыкорганский городской суд только что постановил удовлетворить ходатайство службы пробации и освободить вас от наказания, назначенного по приговору военного суда Талдыкорганского гарнизона. Какие планы в связи с этим?
– Во-первых, я очень рад, что наконец-то это случилось. Я ни на секунду не терял и не теряю надежды вернуться в строй, чтобы так же, как и раньше, честно и преданно служить своему Отечеству. Летать и делать то, чему был хорошо обучен, начиная со школы, Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и нашей авиационной базы. Я здоров как бык и годен к службе в армии, полон сил, энергии, уверенности, знаний и умения летать, приносить максимальную пользу своей стране. Я готов, не задумываясь, жизнь отдать за свое Отечество, за мирное небо над ним, за свой народ. И это не пустые слова. Вынужденный торговать колбасой осужденный военный летчик сделал громкое обращение к новому министру обороны РК
– Верю. И очень желаю, чтобы мечта осуществилась вернуться в строй.
– За эти годы мы много чего пережили вместе, но духом не пали, – вступает в разговор супруга летчика Ажар Искакова. – Адильбек не опустил руки, по-прежнему рано встает, делает зарядку, много читает. И много работает. Чтобы и семью прокормить, и форму физическую не потерять. Адильбек сильный. Его настольная книга – роман Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Помните, как главный герой, легендарный летчик Алексей Маресьев, снова стал летать? После обморожения ему ампутировали обе ноги, но он не сдался. На протезах летал. Мы тоже не сдаемся.
Слава Всевышнему, что три года назад, когда произошла та страшная трагедия под Талдыкорганом, мой муж не погиб, а выжил, выстоял и мечтает вернуться в строй.
Еще раз спасибо всем, кто верил в него и поддерживал нас все это время. “КАРАВАНУ” и читателям за правдивые отзывы тоже огромный рахмет! Никто не остался в стороне от нашей судьбы – даже прокурорские работники и судьи.
АЛМАТЫ