Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), Международная организация по миграции (МОМ) и Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) объявили о разработанной ими и запускаемой в действие в этом году Программы повышения уровня жизни мигрантов.
Внимание к данной проблеме в сегодняшний момент проявлено не только из-за большого масштаба трудовой миграции (ежегодно из Центральной Азии в Россию приезжают, по неофициальным данным, более 10 миллионов человек, в Казахстан - от 500 тысяч и более 1 миллиона). В последнее время, видимо, во многом из-за кризиса, происходят структурные изменения в характере трудовой миграции, в частности, в нее все больше вовлекаются женщины. А это, в свою очередь, может иметь большие социальные и даже социально-психологические последствия в странах происхождения миграции.
- В последнее время, вероятно, в связи с развитием кризиса, все большее распространение получает женская миграция. Мы даже можем сегодня говорить о феминизации этого явления. Все большее число женщин, особенно молодых, уезжают в другие страны. И, в дополнение к тем трудностям, с которыми сталкиваются все мигранты, женщины-мигрантки сталкиваются с дополнительными проблемами. Дело в том, что сфера приложения их труда это, в основном, домашние работы. Поэтому они зачастую оказываются вне процессов официальной регистрации, доступа к услугам здравоохранения и образования. Все это - в зависимости от воли работодателя, - заявила региональный директор программ Фонда развития ООН в интересах женщин (ЮНИФЕМ) Дамира Сартбаева.
Поэтому в рамках Программы будет обращаться внимание на проблему феминизации миграции. В том числе, и через такой механизм, как взаимодействие с частными работодателями, чтобы урегулировать правовой статус мигранток. А в странах их происхождения очень большая помощь будет оказываться семьям, оставшимся дома, чтобы создать для них новые экономические возможности, в том числе, через механизмы микрокредитования.
Описывая состояние женской миграции в нашем регионе, она привела такие факты. В Южно-Казахстанской области очень много гражданок Узбекистана нанимаются на сезонные сельскохозяйственные работы, в самом Шымкенте гражданки Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана широко представлены в сфере торговли и различных, в том числе, и сексуальных, услуг. В Алматы похожая ситуация, а в юго-восточных районах республики таджички и кыргызки часто работают на плантациях табака.
Программа рассчитана на три года, с нынешнего по 2013-й. Она, по словам Павла Шалуся, руководителя программ миссии МОМ в Центральной Азии, достаточно комплексна и включает в себя пять базовых компонентов.
Первый касается разработки политики и законодательства по трудовой миграции во всех четырех странах, в которых реализуется Программа - Казахстане, России, Киргизии и Таджикистане. Второй компонент ориентирован на развитие и укрепление диалога по проблеме миграции на региональном центральноазиатском уровне по данной проблеме. Третий компонент нацелен на оказание услуг мигрантам - правовой, социальной и медицинской помощи, для того, чтобы права мигрантов были защищены. Четвертый компонент - улучшение жизни семей мигрантов, оставшихся на родине.
И, наконец, пятый, который будет реализовываться в странах, принимающих мигрантов, то есть, в данном случае, в Казахстане и в России, посвящен работе по интеграции мигрантов, пониманию их роли местными сообществами.
В связи с последним г-жа Сартбаева подчеркнула: трудовая миграция оказывает позитивное влияние на все национальные экономики. Но в обществе ширится предвзятое мнение, что трудовые мигранты обязательно связаны с криминальными процессами.
Хотя Узбекистан формально не включен в Программу, его трудовые мигранты тоже получат в ее рамках помощь, если обратятся за ней. Но второй из пяти компонентов Программы в отношении Узбекистана действовать не будет.
- Очень важно, что мигранты будут получать адаптационную помощь в странах, куда они выезжают, - отметил г-н Шалусь.