Организаторы слушаний – «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра» и Управление туризма Алматы, передает ИА Zakon.kz.
В проекте обоснована целесообразность перевода земель под строительство крупного туристского объекта, который будет использоваться все четыре сезона. ТЭО разработано в соответствии с Правилами перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса в исключительных случаях, утвержденными постановлением Правительства РК от 17 февраля 2009 года № 172 (с изменениями по состоянию на 22.10.2013 г.)
Площадь испрашиваемого для строительства курорта участка составляет 1002 га – это 0,5% от общей площади Иле-Алатауского государственного национального природного парка (199 673,5 га). В административном отношении он расположен в границах Алматы.
Испрашиваемый земельный участок был выбран на стадии разработки ТЭО строительства ГЛК «Кокжайлау», с участием международных экспертов. Настоящее ТЭО перевода земель особо охраняемых территорий в земли запаса - очередной этап в цепочке этих плановых мероприятий. Законодательные механизмы для перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса в республике, как отмечают эксперты, имеются.
По словам представителей Центра дистанционного зондирования и ГИС "Терра", предварительная оценка воздействия на окружающую среду показала, что строительство и эксплуатация ГЛК «Кокжайлау» в целом не окажет отрицательного воздействия на природные экосистемы Иле-Алатауского национального парка. На всех этапах будут применяться современные технологии, обеспечивающие минимальное воздействие на естественные ландшафты, биоразнообразие и экологическое состояние окружающей территории.
Однако они признают, что на этапе строительства неизбежен ущерб существующим зеленым насаждениям, преимущественно из ели Шренка, на участках застройки курортного центра и курортных деревень. Площадь покрытых лесом угодий, попадающих в зону застройки, составляет 21,5 га, из них естественных насаждений – 2,3 га, искусственных (лесные культуры) – 19,2 га. (по материалам лесоустройства 1994 г. и данным полевого обследования).
Разработчиками ТЭО перевода земель рекомендовано максимально сохранять лесные насаждения как элемент озеленения, также планируются пересадка деревьев и компенсационные мероприятия, предусмотренные законодательством и нормативными документами РК.
На следующей стадии разработки генерального плана застройки курортной инфраструктуры (курортных деревень) и ПСД (проектно-сметная документация) будут проведены работы по инвентаризации деревьев и их лесопатологическому обследованию на каждом конкретном участке, в соответствии с нормативными документами РК.
В целом, на 21,5 га лесных насаждений, попадающих в зону строительства объектов ГЛК «Кокжайлау», насчитывается 22 644 дерева. Из них, по предварительным данным возможна пересадка 2 860 деревьев, реально она может быть больше после оценки жизнеспособности деревьев на каждом конкретном участке при инвентаризации.
Для деревьев, подлежащих вынужденному сносу, предусмотрены максимальные компенсационные посадки (по нормативам РК) – 58 907 деревьев. Так же в госбюджет будет выплачен размер ущерба в сумме - 1 824 259 тенге. Деревья планируется высадить в зоне озеленения курорта, планируемая площадь которой составляет 45, 32 га (взамен 21,5 га существующих насаждений).
Разработчиками проекта рекомендовано для обеспечения качества окружающей среды применять мировые стандарты и требования Программы окружающей среды ООН, касающиеся адаптации социальных аспектов к природным экосистемам, что гарантирует устойчивое развитие туризма в «Зеленой экономике».
В свою очередь, активисты экологического общества «Зеленое спасение», неоднократно выступавшие против строительства курорта, отмечают, что и общественные слушания прошли с нарушениями национального законодательства и Орхусской конвенции.
"1. Мы неоднократно отмечали, что общественные слушания в большинстве случаев проводятся формально. В Экологическом кодексе (статьи 13 и 14) признаны права общественности на участие в процессе принятия решений, но не прописаны механизмы участия и учета общественного мнения. «Правила проведения общественных слушаний» даже в новой редакции (от 26 марта 2013 года) не обеспечивают эффективное участие общественности в процессе принятия решений. Этот факт признан в национальном докладе, представленном Республикой Казахстан (1 декабря 2013) Пятому совещанию сторон Орхусской конвенции.
2. При разработке по заказу Управления туризма Алматы ТЭО перевода земель национального парка в земли запаса допущены многочисленные нарушения и отступления от действующего природоохранного законодательства.
Главным нарушением является то, что согласно статье 10 закона «Об особо охраняемых природных территориях» у маслихата и акимата, а, следовательно, у Управления туризма города Алматы, нет полномочий по управлению, использованию, владению, распоряжению, сокращению территории, переводу земель, финансированию и реализации проектов на территории ООПТ республиканского значения. Полномочия маслихата и акимата распространяются только на особо охраняемые природные территории местного значения!
3. Превысив свои полномочия, в 2013 году акимат и Управление туризма истратили на подготовку ТЭО курорта, предОВОС и ТЭО для перевода земель более 375 млн. тенге из городского бюджета, допустив, таким образом, нецелевое использование средств, то есть совершили коррупционное правонарушение. (http://www.almaty.kz/admin/upload/files/plan_meropriyatii_na_rus.xls).
4. Согласно статье 14 закона «Об особо охраняемых природных территориях»:
«п.6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера».
«Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование:
1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения – Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа;
«2) по особо охраняемой природной территории местного значения – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемых природных территорий из категории «республиканского значения» в категорию «местного значения» не допускается».
Ликвидация особо охраняемых природных территорий республиканского значения или их отдельных частей законом не допускается, является преступным деянием и влечет уголовную ответственность согласно статье 293 Уголовного кодекса РК.
5. Согласно статье 20 (п.1) закона «Об особо охраняемых природных территориях» вопросами создании, расширения ООПТ и другими вопросами, касающимися территории ООПТ, занимаются специализированные научные (научно-исследовательские) и проектные (проектно-изыскательские) организации. ТОО «ЦДЗ и ГИС «Терра»» не является таковой!
6. Комиссия, созданная КЛОХ, для рассмотрения вопроса о переводе земель, грубо нарушила «Правила перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса». Согласно п.2 протокола комиссией предложено внести изменения в схему функционального зонирования Иле-Алатауского ГНПП, а согласно п.3 протокола предложено внести изменения в Генплан развития инфраструктуры парка. То есть комиссия признала, что без изменения этих документов перевод земель невозможен. Согласно «Правилам перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса» рассмотрение вопросов об изменении зонирования парка и развитии инфраструктуры в компетенцию комиссии не входит.
7. Строительство на запрашиваемой территории приведет к уничтожению краснокнижных растений и их мест обитания, а также к уничтожению мест обитания краснокнижных животных, что является уголовно наказуемым деянием согласно статье 290 Уголовного кодекса РК.
8. Ликвидация охранного статуса на данном участке национального парка приведет к нарушению требований международных конвенций. Строительство горнолыжного курорта практически исключит возможность внесения Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия.
9. Необоснованность ТЭО признают сами разработчики проекта, указывая, что «работы над данным проектом показали, что для аргументированного обоснования или принятия правильных решений не достаточно достоверных данных. Это связано с тем, что в постсоветский период и даже более, целенаправленных научных исследований и изысканий практически не проводилось. Многие данные устарели, а некоторые ошибочные решения необходимо пересматривать с позиции современных методов и технологий. Без решения этого вопроса не возможно прогнозировать возможные негативные процессы и явления» (ТЭО, стр. 91).
10. Общественности не были представлены для ознакомления Корректировка технико-экономического обоснования Иле-Алатауского ГНПП, Корректировка функционального зонирования Иле-Алатауского ГНПП, корректировка Генерального плана развития инфраструктуры Иле-Алатауского ГНПП и Землеустроительный проект по переводу земель особо охраняемых территорий Иле-Алатауского ГНПП в земли запаса. Это является грубейшим нарушением Орхусской конвенции.
На слушаниях общественность выдвинула требования:
- признать данные общественные слушания незаконными, так как они не позволяют общественности реализовать в полной мере ее право на участие в процессе принятия решений;
- прекратить процесс перевода земель Иле-Алатауского национального парка в земли запаса;
- признать ТЭО документом, исполненным в нарушение требований законов РК, и не являющимся обоснованием для перевода земель;
Общественность оставляет за собой право обратиться в правоохранительные органы в связи с грубым нарушением государственными органами законов РК о решении вопроса строительства ГЛК в Иле-Алатауском национальном парке, который является общенациональным достоянием.