У страха проценты велики

Но все равно в подобное верилось с трудом, хотя бы потому, что подобные меры на фоне неуклонно нарастающего массового недоверия банкам только усугубили бы ситуацию. Любой мало-мальски мыслящий руководитель банка в тандеме с маркетологом не допустил бы подобной акции. Да и официальных заявлений на этот счет официальными финансовыми институтами сделано не было.

Но мы все равно обзвонили крупные коммерческие банки Казахстана под видом потенциальных клиентов. Сравнив процентные ставки депозитарной линейки с “ценами” на депозиты трехмесячной давности, мы увидели, что колебаний в “минус” не было. Более того – некоторые даже чуть приподняли ставки на долларовые депозиты.

В разговорах “не для печати” банковские работники жаловались на отток депозитов – дескать, клиенты, поддавшись панике, побежали забирать деньги. По официальной статистике таких паникеров 2–3 процента. Реально, по негласным данным, гораздо больше, в пределах 10–20 процентов.

Самое неприятное – ситуация усугубляется самими же паникерами. И “черным пиаром” самих банков, которые в пылу конкурентной борьбы пытаются потопить соперника даже в такой непростой для всех ситуации. В итоге распускаемые слухи ведут к тому, что люди, невзирая на потерянную выгоду, забирают вклады с депозитов и прячут обратно под матрас – дескать, по старинке оно надежнее.

А вот поднятие ставок по ипотечным кредитам коммерческими банками Казахстана – это уже реальность. Но эта мера была официально анонсирована. Повышение ставок вознаграждения ипотечных программ произошло на 2–3 процента, причем, как считают аналитики, делалось это исключительно во благо. Конечной целью этой меры является создание так называемой “финансовой подушки”, призванной обезопасить банки от вероятности “отказных” кредитов.

Эксперты советуют населению не паниковать и не провоцировать резкие колебания в финансовом секторе страны. Тут уж стоит вспомнить ироничное замечание одного официального лица: “Мы боимся, толком не понимаем, чего мы боимся, и от этого боимся еще больше”. Главное, чтобы этот страх не стал последней каплей, способной спровоцировать реальный кризисный дефолт.

Зарина АХМАТОВА