У семи нянек...компьютер не работает

Выяснилось, что в течение длительного времени частные лица и фирмы поставляли сюда под видом нового оборудования и оргтехники бэушные или неработающие компьютеры, магнитофоны и, о ужас! - медицинские аппараты.
Найти крайних не может даже финансовая полиция.
Скандал начался с шымкентского детского сада для слабовидящих детей. Заведующая детским садом, Нурсара Жузенова сообщила, что весной этого года частный предприниматель К. привез сюда компьютер.
Согласно специальной учебно-оздоровительной программе в подобных учреждениях для детей с ограниченными физическими способностями, детский сад должен был получить соответствующий компьютер.
По словам заведующей, финансовую и организационную сторону приобретения компьютера полностью контролировало городское управление образования. Вернее, расплачивался за компьютер непосредственно детский дом, но кому и за что платить, указывало руководство УО.
- В детский дом из управления образования поступило устное указание проплатить 147 тысяч за полученный компьютер, - говорит Нурсара Жузенова. А какой это компьютер - новый, не новый, имеются ли на него соответствующие документы - это пускай нас не волнует. В то же время компьютер нам доставили даже не в упаковке, без всяких гарантийных обязательств. За эти полгода, что он у нас стоит, мы его уже трижды ремонтировали. Но он все равно сейчас не работает.
Начатая департаментом по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями проверка деятельности детских домов инвалидов, выявила, что подобный факт далеко не единичный.
В ЮКО находятся еще четыре подобные спецшколы - три интерната для слабослышащих, и один - для слабовидящих.
В прошлом году из республиканского бюджета на обеспечение школьных домов для инвалидов оргтехникой было выделено 12 миллионов тенге.
Но выяснилось, что практически все школы-интернаты снабжались примерно по той же схеме, что и вышеприведенный детский сад.
Доставленное сюда оборудование, компьютеры, видео- и аудиотехника, другая аппаратура, не проработав и года, буквально "умерла".
Как считают сотрудники департамента по борьбе с экономическими преступлениями, поставщики закупали самое дешевое, устаревшее и неработающее оборудование на рынках Алматы, а затем перепродавали его детским домам, но уже под видом нового и по соответствующей цене.
По самым приблизительным подсчетам департамента БЭКП, нанесен ущерб государству в размере минимум 5 миллионов тенге.
Даже у не специалистов в области финансов, сразу на языке начинают вертеться несколько вопросов: почему снабжение бюджетных организаций проводилось не через тендер, почему не осуществлялся мало-мальский контроль за качеством поставляемого товара и откуда вообще взялись поставщики?
Интересна реакция на ситуацию администраторов учебно-оздоровительной программы из Южно-Казахстанского областного департамента образования. По словам Ергали Сарманова, начальника ОДО, все финансовые вопросы должны решать сами директора школ-интернатов. И если выяснилось, что сюда по завышенной цене поставлялось старое оборудование, то налицо, по мнению Сарманова, сговор между поставщиками и дирекцией школ-интернатов.
Устраивать тендер или выбирать поставщиков должны были тоже директора школ. Однако бухгалтера и руководители интернатов, в свою очередь, утверждают, что в приказном порядке получили указания от руководства областного управления образования тендер не проводить, но покупать оборудования у тех лиц, каких укажут в том же областном департаменте.
Дело закручивается лихо - в департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью сейчас даже воздерживаются от обвинений той или иной стороны.
В конечном счете, никаких вещественных доказательств тому, что бухгалтера интернатов получали указания из департамента образования, у следствия нет. С другой стороны, сложно поверить, что в разных учреждениях додумались до одной и той же схемы хищений, при этом, найдя даже одних и тех же поставщиков (как выяснилось, все интернаты "обслуживали" двое предпринимателей). Хотя, впрочем, не исключено и такое.
- Следует завершить проверку деятельности интернатов, и уже тогда будет ясно, по чьей вине стало возможным хищение государственных средств,- говорит начальник департамента БЭПК Талгат Ниязов.
Однако на некоторых участников сделки сотрудники БЭКП уголовное расследование уже возбудили - обоим бизнесменам, поставлявшим оборудование в дома-интернаты, предъявлено обвинение в мошенничестве.
Сейчас к расследованию махинаций в школах для инвалидов присоединились еще прокуратура и управление финансового контроля.
Так что есть повод надеяться, что дело будет раскручиваться дальше.