Предполагают, что она должна быть обусловлена сравнительно недавней сменой главы ведомства.
Но каким образом отразятся на работе правоохранительной системы Казахстана кадровые перестановки в Министерстве внутренних дел, сегодня мало кто вызовется прогнозировать. Ведь в обществе сложилось довольно устойчивое мнение о полиции, как о системе коррумпированной и малоэффективной. Поэтому очередное заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией было посвящено именно этому вопросу.
Все равны, но некоторые – равнее
У членов комиссии – депутатов, общественных деятелей и журналистов – накопилось довольно много вопросов к министру внутренних дел республики Серику Нуртаевичу БАЙМАГАМБЕТОВУ.
Интересно, что заседание состоялось в конференц-зале МВД РК – чтобы привлечь к обсуждению актуальной повестки дня как можно большее число ответственных работников министерства. Тем более что обсудить было что.
Многие из вопросов касались работы дорожной полиции. Например, в ходе прокурорской проверки в УДП ДВД города Алматы, в системе видеонаблюдения, установленной на всех оживленных городских магистралях, выявлено 895 видеозаписей (фактов нарушений), по которым виновные лица не привлечены к административной ответственности, то есть без обоснования причин материалы оставлены без рассмотрения.
Кроме того, выявлено 445 записей, по которым введена отметка в программу о якобы нечетком изображении номерных знаков автомашин, допустивших нарушение, либо невозможности определить владельца транспортного средства. Выборочная проверка показала, что подобные отметки вводятся незаконно. Прокуроры сделали вывод, что сотрудниками полиции оказывается неправомерное предпочтение физическим лицам при принятии решения. Поскольку минимальное административное взыскание составляет штраф в размере 5000 тенге, государство недополучило штрафов не менее 6 365 000 тенге.
Подменили собой МВД?
Много вопросов вызывает деятельность дорожной полиции в части регистрации и перерегистрации автотранспортных средств, выдачи доверенностей на управление автомобилями, технического осмотра и так далее. В частности, непонятно: на каком основании дорожная полиция привлекает коммерческие организации к осуществлению названных функций? Еще в постановлении Счетного комитета от 25 января 2005 года говорилось, что ТОО “Дана” незаконно осуществляло оказание платных услуг населению, предоставляя сведения в подразделения дорожной полиции для выдачи свидетельств о регистрации транспортных средств. И за это “снимало” по 250–550 тенге в зависимости от вида транспорта, взяв на себя функции органов внутренних дел. После того постановления коммерсанты не прекратили своей деятельности по оказанию платных услуг в сфере безопасности дорожного движения, а наоборот, расширили их ассортимент! В частности, теперь они берут деньги за проводимый органами внутренних дел технический осмотр транспортных средств, регистрацию доверенностей на управление автотранспортом и другие. Эта коммерческая деятельность ТОО “Дана” осуществляется на всей территории республики, а его сотрудникам выделены помещения в зданиях управлений дорожной полиции.
Члены антикоррупционного совета спрашивали министра: почему наше правоохранительное ведомство решило сделать послабления киргизским водителям, приезжающим в Казахстан, за нарушения правил дорожного движения? Но однозначного ответа не последовало. Министр обещал разобраться. Или про службы собственной безопасности МВД, кабинеты которых располагаются в тех же зданиях, что и органы внутренних дел. Насколько независимыми могут быть расследования этих служб, если они ежедневно общаются, бывают вместе на совещаниях? Кто из них может хладнокровно и объективно признать нарушения в рядах собственных подразделений, если, конечно, эти факты не стали достоянием общественности?
Наказание “по горизонтали”
Еще один серьезный вопрос – ответственность нарушителей антикоррупционного законодательства и кодекса чести полицейского. На заседании комиссии назывались факты, когда получившие серьезные взыскания не снимаются с должностей с треском, а передвигаются на другие равноценные участки. Этакое бегство от ответственности по горизонтали. Председатель Комитета партийного контроля НДП “Нур Отан” Боран РАХИМБЕКОВ привел достаточно красноречивые примеры из практики работы органов внутренних дел Алматинской и Мангистауской областей. Например, о том, как переместили из Караганды в Алматы на должность заместителя начальника ДВД офицера, имеющего взыскания. Но ведь на всех нарушителей даже “на горизонтали” мест не хватит. Только в текущем году наказаны 230 руководителей подразделений полиции – они пострадали за коррупционные правонарушения своих подчиненных. Но если учесть, что из этого числа уволены из органов внутренних дел 20, а от занимаемых должностей освобождены 18 человек, то встает вопрос о неотвратимости наказания для остальных. Отделались легким испугом? Из каких соображений исходили в МВД, определяя меру вины остальных 192 полицейских? Почему одни избегают наказания, а другие попадают на скамью подсудимых?
Не дать – не взять
Самое распространенное нарушение в полицейском ведомстве – взяточничество. За 9 месяцев текущего года выявлено 65 фактов получения взятки, 45 – злоупотребления должностными полномочиями, 19 – превышение власти. В шести случаях полицейские сами давали взятки (!), в девяти случаях – совершали служебный подлог. И тут встает вопрос: кому может доверять новый руководитель МВД в своей среде, если даже офицеры такого высокого ранга, как заместитель начальника ДВД Южно-Казахстанской области Максаков, заплатил 5000 долларов работнику финконтроля, чтобы скрыть нарушения при проведении госзакупок?
Очищение собственных рядов в правоохранительном ведомстве еще не стало объединяющей идеей для самих полицейских. Могу судить об этом по тому, как сами полицейские реагируют на газетные разоблачения коррупционных правонарушений. Ни одна наша публикация об этой проблеме не вызвала ответной реакции со стороны рядовых и офицеров полиции. Газет не читают?
Зато общественность встречает такие газетные выступления довольно бурно, с негодованием, что говорит о том, как достали людей и непрофессионализм в полиции, и корыстолюбие отдельных служивых. Хотя все мы понимаем, что нельзя мазать одной черной краской тех, кто призван нас защищать и делает это, несмотря ни на что, иначе нас бы захлестнула преступность.
Служба – и опасна, и безденежна…
Но таких людей в полиции нужно поддерживать. Между тем зарплата у сотрудников полиции низкая, социальных льгот – никаких, люди сутками работают, и часто без выходных.
В ноябре прошлого года Президент РК Н. А. Назарбаев дал задание правительству – увеличить зарплату дорожным полицейским в три раза. Поручение не исполнено. По имеющейся информации, этих денег, предусмотренных в бюджете страны, уже нет – они секвестированы. Уже после заседания совета в коридорах министерства мне встретились старые знакомые, которые с горечью констатировали: за пять лет ни один работник центрального аппарата МВД не получил квартиру; в плачевном состоянии госпиталь министерства в Астане; не хватает не то что квартир – нет нормальных общежитий, и люди вынуждены снимать углы, а у многих семьи. Но какой угол может снять полицейский при зарплате в 35–45 тысяч тенге в месяц?
Конечно, прежде чем строже спрашивать с полицейского, объявлять войну коррупции в правоохранительных органах, надо им сначала создать нормальные условия для жизни, чтобы они не чувствовали себя нищими и обделенными на фоне благосостояния тех, кого они должны защищать.
Адил ИБРАЕВ, Астана–Алматы