У него нет личного водителя и он сам разбирает чужой мусор - уникальный аким найден в Казахстане

Где вы еще видели таких акимов?! О которых самые разные люди говорят только хорошее?

Сорокалетнему Амантаю ОРЫНБЕКОВУ, акиму районного центра Саркан вместо положенного по этикету костюма гораздо больше пошли бы джинсы и футболка навыпуск, а застать его в кабинете – большая удача.

Личного водителя у него нет, да и не нашлось бы желающего на эту должность. Так как служебная “Нива” на момент интервью уже “умерла”, пришлось градоначальнику одалживать машину у друга, потому что как и у городского таксиста, за баранкой, а не в кресле за столом его рабочее место.

Я его не могу понять, а он – меня

– Не раз слышал, что еще до восьми утра ты уже город объезжаешь. Не понимаю – разве рабочее место начальника твоего уровня не в кабинете с 9 утра? Посетители, заседания, бумаги, телефон…

– Такая работа у меня – если лично присутствуешь на месте, гораздо быстрее решаются проблемы.

То есть мне гораздо легче подъехать куда-нибудь и лично переговорить с людьми или с начальником, чем назначать ему встречу в кабинете.

Я подъехал, никого не ожидая и ни на кого не рассчитывая, а через две минуты вопрос решен. Благо у нас не Алматы с его размером и движением, на машине можно очень быстро успеть везде. Так что мне непонятен вопрос. Но, конечно же, в кабинете я тоже бываю. Поехали? В химчистку надо заехать.

– Но химчистка – это же долго!

– Пять минут.

“Химчисткой” оказался новый микрорайон на окраине Саркана. Сюда ведет отличная свежеасфальтированная дорога, уже проведены вода и линия электропередачи еще с советских времен. Пока здесь пустырь, но у новоселов будет одна проблема – дом построить, а коммуникации присутствуют.

– Саркан расширяется, растет, до сорока домов строятся каждый год. Микрорайон здесь будет отличный.

– Откуда же в провинциальный маленький Саркан едут люди? Ведь рядом Талдыкорган и Алматы?

– Точной картины у меня нет, но знаю, что приезжают из аулов. Начали возвращаться из Талдыкоргана. Там, если не местный, устроиться нелегко, тем более когда хочешь заняться своим делом. Кстати, “химчистка” – она здесь когда-то действительно была, это название рабочее, так сказать.

Мы отсюда несколько фонарей освещения сегодня снимем, они там все равно пока не нужны и поставим на площадку стрит воркаут, чтобы молодежь могла быть здесь в комфорте до позднего вечера.

Тут выясняется, что горючее у крана-подъемника, с помощью которого снимают фонари, на исходе. Аким вытаскивает телефон. Почему в будущем нет никаких перспектив в междугородных перевозках в Казахстане

– Алексей, узнал? Нам надо солярки немного залить, хотим свет на площадку провести, а кран сейчас встанет. К тебе подъехать? Хорошо, спасибо!

– У акимата, получается, нет средств на солярку для недолгой работы автокрана?

– Средства есть, конечно. Но я не могу ни копейки потратить без одобрения общественного совета. А пока их всех соберешь…

Гораздо легче позвонить местному бизнесмену – ну а что такого, он же понимает, что я не для себя прошу, он прекрасно эту площадку знает.

На самом деле все денежные вопросы решаются в начале года – туда столько, а туда надо столько. Совет одобряет или не одобряет, принятые решения фиксируются, и деньги выделяются. Но если вот такой форс-мажор – деньги ведь уже распределены, а графы “непредвиденные расходы” при таком контроле не предусмотрено.

Чего аким не может вспомнить

Градоначальник Саркана имеет два высших образования. За плечами – три года контрактной службы, когда он отвечал за ремонт бронетехники в соседнем Ушарале.

Прошел все ступени чиновничьей карьерной лестницы, начав с ведущего специалиста – это самая низшая должность – в акимате Черкасского сельского округа.

Четыре года является акимом города Саркана. Не сразу вспомнил, когда последний раз был в отпуске. Честно признался, что не знает, сколько уроков в день у старшего сына-второклассника.

– Мне жаловались, что в микрорайоне “Загай” дорога разбита настолько, что детям в школу трудно ходить…

– Каждый год асфальтируем несколько улиц. Люди это видят, и, конечно, каждому и непременно сейчас нужно, чтобы и на его улице был асфальт. Радует то, что сограждане не только требуют, но и сами делают. Вот на днях асфальт положили возле одной из пятиэтажек – оплатил человек, который там даже не живет. Нотариус засадила цветами весь торец пятиэтажки, где ее офис находится.

Площадка стрит воркаута, где сегодня делают освещение, построена на деньги сарканцев, которые давно здесь не живут – это их подарок родному городу.

Но некоторых приходится напрягать. В свое время 30 частных квартир из пятиэтажек изъяли у жильцов на баланс государства – и люди, несмотря на неоднократные предупреждения, их годами не восстанавливали и не ремонтировали. Сейчас опять призываем, предупреждаем, порой жестко – и практически во всех квартирах в некогда заброшенных пятиэтажках или идет ремонт, или он уже закончен.

– Ну а мусор? Помню, как ты голыми руками мешки с отходами разгребал посреди улицы – и ведь даже не на окраине.

– Головная боль, которую и вправду никак не удается решить. По-прежнему люди выкидывают свои отходы и пакетами, и мешками – как бог на душу положит. Я понимаю, что контейнер стоит дорого, за вывоз надо платить. Но, как это делаю я, – то, что не сгорит в печке, потихоньку накапливается возле туалета. Раз, ну, может быть, два раза в год нанимаю небольшой трактор с тележкой и за три тысячи тенге сами загрузят и увезут. Не так дорого, правда? Сдаем ненужную бумагу: сельчанин из Саркана решил обогатиться с помощью макулатуры

– Странно видеть в руках у акима не смартфон, а какой-то дешевый телефончик. Зарплата маленькая?

– Да был у меня смартфон, но на нем, с моим ритмом жизни, очень быстро садиться батарейка. В отличие от этого.

– Что самое неприятное в работе акима небольшого города?

– Скорее “кто”. Очень сильно напрягают люди, которые считают, что все вокруг им должны. Приходит такой – “пособия не хватает” или вовсе пособия нет. Человек совсем не инвалид, говорю, давай устрою на работу, будешь пятьдесят тысяч получать. Работа – скотником, дояркой, грузчиком. Не бог весть что, конечно, но это работа, которую искать не надо, и деньги за нее реальные платят!

Не хотят, уходят в обиде – сам аким не помог. Ну что тут скажешь: что я могу еще для таких сделать?!

– Вполне понимаю. Насколько я заметил за эти полдня езды, ты никогда не представляешься, но все сразу к тебе руки тянут поздороваться. А конфликты бывают?

– Не припомню. Без ложной скромности скажу – меня действительно все знают. Видимо, еще с советских времен люди у нас власть уважают. Даже когда приходится, порой на повышенных тонах, просить торговцев убрать товар с обочины дороги возле базара – это же междугородняя трасса, к сожалению, проходящая прямо через город. Убирают, хотя и ворчат, наверное, потихоньку. Народ у нас очень хороший, хотя порой и устаешь от всего этого…

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ