Видеоролик, на котором запечатлена девушка на матрасе на озере Каинды в Алматинской области, продолжает быть объектом обсуждения общественности.
Напомним, натуралист Сакен Дилдахмет в своем аккаунте в Facebook опубликовал видеоролик, на котором запечатлена девушка в белом платье, лежащая на матрасе. Все действо происходит на территории национального парка на озере Каинды, которое славится елями, поднимающимися из воды.
«К сожалению, наши соотечественники ради какого-то фото и видео идут на такое. Автор видео написала, что его сняли ради развития туризма. С какой головой вы думали об этом? Сегодня матрас, а завтра будет катер. Так мы можем потерять главную фишку озера — «затонувший лес», — написал Дильдахмет.
Эта ситуация невольно напомнила о двух других похожих историях.
В прошлом году житель Актау Азамат Сарсенбаев прославился, опубликовав видео с розовыми фламинго на озере Караколь. Ролик набрал сотни лайков и покорил сердца пользователей Сети. Заметили его и иностранные СМИ.
Завораживающее видео с розовыми фламинго на озере Караколь привлекло внимание крупного японского телеканала NHK, чьи сотрудники решили опубликовать ролик на своей странице в Facebook. Видео собрало свыше 2 тысячи лайков и более 100 комментариев, отмечал Tengritravel.kz.
«Посланники Бога», «Казахстан - это лучшая страна в мире», «Казахстан слишком красив», - писали комментаторы под публикацией.
Среди комментаторов нашлись и те, кто был в Казахстане в качестве туриста. К примеру, один из пользователей соцсети отметил своего друга и задал ему вопрос: не в этом ли парке мы были?
Американские телеканалы Fox Los Angeles и Fox Channel также опубликовали ролик с фламинго из Казахстана в Facebook. Видео собрало 3 тысячи лайков и свыше 200 комментариев.
«Очень красиво! Такое чувство, будто эти «огненные» птицы танцуют балет», «Это рай», «О боже, как мне нравится!», «Просто прекрасно!», «Хочу быть там», «Казахстан? Я думал, фламинго из Майами», - удивлялись комментаторы.
Вот только реакция властей на видео Сарсенбаева была не столь теплой. Вскоре после публикации видео с жителем Мангистау связались специалисты территориальной инспекции лесного и животного мира, которые заявили, что он действовал незаконно и может быть привлечен к ответственности.
Дело в том, что ролик снят в заповедной зоне, которая входит в состав государственного природного заповедника «Каракия Караколь». Ежегодно сюда прилетают около 10 тысяч розовых пернатых. После пары недель они улетают через Туркменистан в Иран и Персидский залив.
Другая история произошла еще раньше - три года назад. Тогда в Сети появилось видео, где алматинка катается на коньках на БАО. Видео вызвало большой резонанс среди пользователей. Многие из них были восхищены красивым исполнением танца девушки на льду. Другие были озадачены тем, как девушка получила разрешение на спуск к БАО.
Мы не пытаемся встать на сторону авторов подобных видео, на которых и так посыпался шквал «конструктивной» критики, а всего лишь хотим выделить следующие бросающиеся в глаза моменты:
Первое – чересчур острая, неоправданно утрированная и местами не совсем адекватная реакция ведомства, некоторых экспертов и части общества. Когда видео с фламинго вирусом разошлось по всему миру, о нем рассказывали зарубежные СМИ, и иностранная публика восприняла это с восхищением. В Казахстане же речь сразу зашла о нареканиях и наказаниях, о штрафах и привлечении к ответственности, о неимоверном вреде нашей природе и прочем в этом же духе.
Второе – все три видеоролика сработали как крайне успешная реклама казахстанской природы и отдельных ее объектов, чему многим следовало бы поучиться.
Ну и третье – наша излюбленная избирательность в поисках виноватых. Видно, девушка на матрасе представляет собой куда большее зло для природы Казахстана, чем удручающая обстановка по чистоте воздуха в Алматы и Нур-Султане, чем выбросы производственных предприятий и нефтеперерабатывающих заводов, чем обмеление Балхаша, Иртышского бассейна, чем возможное исчезновение Аральского моря и многое другое (если кто не понял, это ирония).
Но дабы не быть голословным, корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался казахстанскими экспертами, которые поделились своим видением вышеописанной ситуации.
Эксперт в туристической сфере и специалист «Baikonur Adventures» Аскар Тулеев не увидел в нашумевшем видео ничего вопиющего и объяснил почему.
- Обычно такие ролики делают, чтобы раскрутить аккаунт видеографа. Схема понятная: берешь красивую локацию, делаешь красивую картинку, выкладываешь — получаешь лайки, репосты и, возможно, получаешь заказы на свои услуги как видео-, фотомейкера. Ничего в этом плохого не вижу, - отметил специалист.
В случае же с девушкой, которая просыпается на надувном матрасе на озере Каинды, тоже не вижу ничего плохого. Негативную реакцию озвучили государственные или окологосударственные люди. Но вся проблема в том, что Каинды - это такое же озеро, как и Кольсайское. Оба озера находятся на территории национального парка. Почему на Кольсае можно плавать на катамаранах, лодке, а на Каинды нельзя? На озере Иссык, которое тоже находится на территории национального парка, почему-то вообще использовали моторную лодку для развлечения туристов до недавнего времени. Хорошо, что закрыли этот аттракцион.
- Не кажется ли вам, что реакция минэкологии и части общества на эту ситуацию была чересчур острой и раздутой?
- Совершенно верно. Реакция на это видео получилась слишком бурной. Обычный ролик, коих в Интернете огромное количество. Да, красивый, согласен. Но реакция получилась слишком раздутой в большей мере от того, что никто из рядовых туристов не понимает, что именно и при каких условиях разрешено или запрещено делать в наших национальных парках. Сомневаюсь, что сами государственные чиновники до конца понимают ответы на эти вопросы. Тем более с учётом мировых экологических трендов и старых регламентов, которыми сегодня регулируются особо охраняемые природные территории в Казахстане. Где-то можно строить отель, а тут девушку на надувном матрасе оштрафовали. Абсурд.
- Аскар, можно ли сказать, что данный видеоролик в плане своеобразной туристической рекламы сработал просто на ура? Учитывая, например, хотя бы тот момент, что многие даже не знали о существовании озера?
- Конечно. Любое упоминание красивой локации, будь это негативное или позитивное упоминание, повышает популярность. Люди начинают искать дополнительную информацию, искать ответы на простые вопросы: можно ли там остановиться в палатках, есть ли рядом гостевые дома, цены и возможность проезда, в данном случае на озеро Каинды.
Ребята, занимаясь съемкой и сделав этот ролик, действительно повысили его популярность. Другой вопрос: будут ли теперь туристы пытаться прокатиться там на надувном матрасе с белой постелью? Не думаю. Ведь здравый человек понимает, что такое съемка ролика, а что такое настоящая реальность - это холодная вода, постоянно изменчивая погода на Каинды, ну и риск простудиться или утонуть.
- В качестве примера можно вспомнить и два других громких случая: как мужчина снял на видео стаю фламинго и как девушка прокатилась на коньках по льду БАО...
- Здесь два разных случая. Стаю фламинго снимали с дрона, а это может напугать животных и причинить вред, если они столкнутся с дроном. Как бы красиво это не выглядело, думаю, видео с фламинго было действительно опасным для красивых животных.
А вот случай с девушкой на льду Большого Алматинского озера, наоборот, считаю очень красивым и весь негатив, который вылился на девушку, считаю необоснованным. Видео получилось красивым. Другой вопрос: можно ли кататься на коньках на БАО? Это стратегический объект, который снабжает горожан чистой водой, или это приграничная зона, в которой нельзя находиться гражданским? Почему?
- Но в чем, на ваш взгляд, причина таких озлобленных настроений касательно, казалось бы, безобидных вещей?
- Весь этот негатив и непонимание возникают оттого, что наши люди не знают, что конкретно и почему нельзя/можно делать на особо охраняемых природных территориях. Даже сами чиновники порой не понимают деталей вокруг какого-либо объекта. А главная цель особо охраняемых природных территорий - сохранить животный мир, экологию в этих местах. Туризм развивать нужно вокруг этих территорий. И не нужны там никакие моторные лодки, катамараны, асфальтные дороги и гостиницы.
Потеряем природу — потеряем свою ценность в глазах международного туриста. И себя потеряем, - резюмировал Тулеев.
Эколог и председатель республиканского общественного объединения «Kaz Eco Patrol» Тимур Елеусизов также считает, что озлобленная реакция на видео с озера выглядит дико и глупо.
- В целом я не вижу такой большой проблемы в том, что эта девушка сделала фото на воздушном матрасе для соцсетей. На самом деле предмет обсуждения на этом фоне следует вывести в другое русло и рассматривать в более широком плане.
Какого-то конкретного момента причинения вреда природе здесь, на мой взгляд, не наблюдается. У нас есть гораздо более масштабные и более острые проблемы, которые причиняют серьезный вред казахстанской среде, - отметил он.
По мнению эксперта, немаловажную роль играет и культура нашего общества.
- В летнее время я сам наблюдал, как люди купаются в этом озере, распивают спиртные напитки. Думаю, нужно ужесточить правила пребывания в национальных парках именно в отношении таких людей, кто совершает противозаконные действия и действительно наносит вред окружающей среде, привлекать вплоть до уголовной ответственности. Следует обратить внимание, что при распитии алкоголя люди запросто могут подвергнуть опасности сам парк — например, при незаконных розжигах костров и прочего. Эта проблема гораздо важнее, чем нашумевшая фотосессия. Да, эти фотосессии должны проводиться под присмотром самих работников парка, но набрасываться и осуждать — это дико и глупо.
Что касается реакции на это видео: большая часть людей, которые отпускали грубые комментирии по этому поводу, - я сомневаюсь, что у них самих рыльце не в пушку. Такие вопросы нужно рассматривать без упрека. Наоборот, нужно популярно объяснять, как можно, как нельзя, подавать пример, если этот случай кого-то так зацепил. У нас урановое хранилище валяется под открытым небом - вот это настоящая проблема. А не то, что человек сфотографировался на матрасе в парке, - резюмировал эксперт.
По мнению председателя правления Ассоциации практикующих экологов Лауры Маликовой, видео получилось довольно креативным, однако и здесь есть определенные нюансы:
- Популяризация таких креативных действий, особенно на природе, может привести к нежелательным последствиям, - подметила специалист. - Все помнят что было на Кобейтузе.
Одно дело если бы об этих действиях никто не узнал, а другое то что они стали популярными. В погоне за популярностью люди неосознанно могут нанести урон природе, поэтому реакция со стороны экологов это попытка предотвратить масштабирование таких действий чтобы не нанести ущерб природе.
Говоря непосредственно о деятельности самих авторов подобных роликов, Маликова отметила, что касательно действий юридических лиц есть конкретные нормы в Экологическом Кодексе РК, и в случае выявлений несоответствий Департаменты экологии начинают проверку, но они не всегда освещают свою деятельность.
- Поэтому порой кажется что не принимают меры. А в отношении физических лиц ответственность за многие правонарушения не предусмотрено вообще. За оставление мусора в неположенном месте ответственность физических лиц внесли сравнительно недавно. Поэтому регулирование действий физических лиц бывает затруднительным. Возможно поэтому и прибегают к более обширному освещению таких действий чтобы предотвратить повторение и массовость, - добавила специалист.
Лаура Маликова также отметила, что популяризировать красивые места нужно, но при этом важно соблюдать правила и не беспокоить животных.
- Экотуризм в отличие от урбантуризма это все таки такой вид туризма который требует более осторожного и бережливого отношения. В этой связи нужно на природных местах разработать правила поведения и проводить инструктажи для посетителей. А тех кто не хочет соблюдать правила на природных местах привлекать к ответственности чтобы предотвратить массовость, - сказала в завершение эколог.