Конец весны - непростое время для всех казахстанских студентов, так как у них начинается сессия. Если экзамены и в "мирное" время периодически проходили довольно напряженно, то в условиях действующего карантина ситуация еще больше усложнилась. В отечественных СМИ то и дело появляются публикации о том, что многие казахстанские студенты выступают против проведения онлайн-сессии.
Основная проблема - это трудности, возникшие при дистанционном обучении. В частности, технические проблемы с сетью, с потерей звука или же программами, по которым учащиеся проводили видеоконференции.
"Очень часто, сначала в Zoom, а затем и в Microsoft Teams, на которую нас перевели, происходят вылеты, отключения звука, системные прерывания и т.д., что делает сдачу экзамена дистанционно не просто тяжёлой задачей, а почти невыполнимой. Дело не только в том, что сеть плохая, но ещё и в том, что многие студенты в данный момент живут с родителями и родственниками, которые также находятся на удаленной системе, и поэтому возможностей сети просто физически не может хватать на всех", - заявила казахстанская молодежь.
Напомним, ранее замминистра образования и науки Мирас Дауленов сообщил, что у студентов первой категории (1–3-й курсы) есть три варианта сдачи сессии:
1) сдача экзамена в дистанционном формате;
2) выставление итоговой оценки по дисциплине на основе текущих оценок;
3) перенос экзамена на более поздний срок с выставлением оценки «I» (Incomplete).
Это позволит студентам сдать экзамен позже и защитит их от отчисления.
Несмотря на предложенные замминистра варианты, многие отечественные вузы проигнорировали представленные альтернативы и все равно решили провести экзамены в онлайн-режиме. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, почему это далеко не самое логичное решение в сложившихся условиях, причем по мнению не только учащихся, но и ряда отечественных экпертов.
Найди себе компьютер, чтобы он превратился в тыкву
Помимо огромного количества публикаций в СМИ о жалобах студентов, в нашу редакцию обратилась одна из учащихся, которой в этом году предстоит столкнуться со всеми муками дистанционной сдачи экзаменов. К сожалению, мы не можем назвать ее имени, так как из-за критики некорректной работы университета человеку может грозить отчисление, что в современных условиях демонстрирует "открытость и готовность университетов к диалогу со студентами".
По ее словам, администрация заявила, что всем необходимо иметь компьютер или ноутбук, веб-камеру и микрофон. В качестве альтернативы может подойти и смартфон, главное, чтобы учащегося было видно как на ладони. Но тут возникает ряд вопросов: что делать, если у человека по каким-то причинам может не оказаться под рукой необходимого устройства или студент находится в регионе, где качество интернет-соединения оставляет желать лучшего, или того хуже, если на семью один компьютер и он нужен кому-то для дистанционной работы?! Эти вопросы руководство университетов многозначительно игнорирует.
Но это еще не все интересные моменты. Для сдачи онлайн-сессии студентам одного из вузов необходимо скачать специальную программу, которая будет осуществлять контроль за студентами во время сдачи экзаменов. Эта система называется "прокторинг" и позволяет проверяющему отслеживать не только малейшие передвижения студентов, но и то, что происходит на экране его компьютера.
Наша собеседница рассказала, что программа, которую им посоветовало скачать руководство университета, называется "Lockdown", но после скачивания у учащихся началась массовая паника, так как их устройства либо переставали работать, либо превращались в "кирпичи", а все данные успешно удалялись. Причем такое происходило даже на оснащенных и дорогих компьютерах.
В итоге получается так, что даже если вы студент, которому пришлось в срочном порядке организовать себе компьютер во избежание "летников" или исключения, ваши планы на жизнь все равно могут рухнуть из-за чудо-программы, которую вам нужно скачать по требованию вашей альма-матер. По словам обучающихся, администрация эти случаи, естественно, игнорирует.
Вас заставляют скачивать "кривую" программу от "кривых" разработчиков
Чтобы разобраться, действительно ли проблема заключается в этом приложении и как может произойти так, что таким образом студенты губят свои компьютеры, мы поговорили с IT-специалистом Ильясом Маскеувым (имя респондента изменено по его просьбе - прим.ред.), который уже много лет проработал в сфере информационных технологий.
- Скорее всего, это приложение просто "кривое", которое делали такие же "кривые" разработчики, у которых нет опыта в их разработке, а те, которые разрабатывают нормально, стоят больших денег. В итоге эта программа "жрет" всю оперативную память устройства. Это самый логичный вариант, так как я вообще не понимаю, как такой софт можно допустить к использованию, так как перед релизом программа проходит многочисленные тесты. И если по итогу установки удаляются все данные, то это уже очень серьезно.
Также, по словам нашего собеседника, есть предположение, что студенты могли сами передать друг другу вирус из-за передачи файлов с одного устройства на другое.
- Может получиться и так, что студенты массово передали друг другу вирус. Например, скачали эту программу, закинули на флешку и передали другому, а компьютер дома или в университете оказался заражен. В итоге у всех на устройствах оказался вирус, "пожирающий" данные компьютера. Но даже это не отменяет того факта, что разработчики не справились со своей работой в создании приложения, если оно так плохо работает, - заключил эксперт.
"Система образования ни к чему не была готова"
Дургая студентка одного из казахстанскиз ВУЗов, на условиях анонимности, рассказала нам, что, в связи с многочисленными жалобами учащихся, руководство университетов приняло решение отказаться от столь губительной компьютерной программы, которая прекрасно выполняет лишь одну цель - губить компьютеры людей. Вместо этого было принято решение проводить сессию в устной форме. Проблема в том, что учащихся предупредили об этом за два дня до экзамена, а материалы для подготовки попросту не предоставили.
Появилась информация, что студенты коллективно даже написали жалобу в министерство образования, но услышат ли их там - уже другой вопрос.
В заключение мы поговорили с экспертом ЮНЕСКО, директором международного образовательного центра “Molodium” Василием ШАХГУЛАРИ, который уже неоднократно высказывался в СМИ на тему дистанционного обучения, о том, насколько логично проводить сессию в таком формате, учитывая все недостатки онлайн-образования.
- Во всей этой системе возникает ряд вопросов. К примеру, если, допустим, все-таки решили проводить сессию дистанционно, как они собираются проводить апелляцию, если студент не согласен со своей оценкой, или что делать, когда студент находится в сельской местности, где качество связи оставляет желать лучшего?!
Почему, зная, что так произойдет, со стороны министерства образования не было предложений разработать единые и соответствующие правила сдачи экзаменов дистанционно, которые должны соблюдать все вузы РК? Если такой правовой нормы нет, то завтра практически любой студент может подать в суд на университет и будет прав. У нас в законе об образовании нет пункта "как должна работать система образования в случае форс-мажорных обстоятельств", а меры необходимо срочно принимать.
Сейчас будет масса возмущения со стороны не только студентов, но и общественности. И мы в очередной раз начнем говорить, что у нас было ЧП. Есть оправдательный документ, на который можно ссылаться, но это не оправдывает того, что более двух месяцев мы находимся в таких условиях и за это время не смогли к ним подготовиться.
- Как вам кажется, есть ли альтернативное решение, кроме проведения онлайн-сессии?
- Я могу предложить сотни вариантов, как можно поступить в этом случае: заранее готовиться к такой ситуации, быстро разработать необходимые правила сдачи экзаменов, не проводить сессию вообще или выставить на основе результатов двух "рубежек"... ничего страшного в этом нет, но даже тут найдутся люди, которые будут заявлять, что это нечестно. Однако это всего лишь рассуждения, а нам необходимо действовать именно в рамках закона.
С моей точки зрения, вторая часть семестра не показала результатов и оказалась провальной, так как студенты привыкли, что им все объясняют по сотне раз, а как быть в условиях дистанционного обучения?! Повторюсь, система образования абсолютно не была готова к этой ситуации и за два месяца никак не смогла на это отреагировать.
Если мы сами нарушаем эти правила, то сами и должны исправлять. Особенно когда со стороны вуза или министерства образования резко произошли такие изменения, и к этому студенты вообще не были готовы. а вопросы особо не обсуждались. Такое впечатление, что все руководство закрылось и само не знало, что нужно делать, а когда открыли двери, ахнули и сказали, что надо срочно что-то делать. Вот и делают сейчас, но тут уже как получится.