У 7 нянек – 14 карманов: минсельхоз в Казахстане не несет ответственности ни за что

Цены растут. По некоторым позициям мы видим дефицит. Единственный казахстанский продукт, который есть и продается по приемлемой цене, – это яблоки. И только потому, что министерства сельского хозяйства и торговли не включали его в список социально значимых.

Как вы считаете, то, что сейчас происходит с ценами, не является нарушением продовольственной безопасности? В Казахстане есть такое понятие. Продовольственная безопасность – обеспечение потребления собственным производством на уровне 80–90 процентов. То есть импорт возможен, но скромный, чтобы он не оказывал большого и критического влияния на жизнедеятельность страны. Главное, чуть что – границу можно закрыть, затянуть пояса и напасть пережить.

Так вот, понятие такое у нас есть, но отдельного закона нет. Нормы продбезопасности у нас раскиданы по десятку разных мест, которые как бы и не связаны между собой. Они записаны в законах “О развитии сельских территорий”, “О зерне”, “О национальной безопасности РК” и других. Уже из этого списка видно, что безопасностью у нас занимаются уже 3 разных ведомства: минсельхоз, КНБ и министерство индустрии и инфраструктурного развития. А учитывая, что от чиновников требуется знание только отраслевых законов, то я глубоко сомневаюсь, что оперативник из КНБ станет заморачиваться исполнением Закона о развитии территории, и, наоборот, руководитель управления мининдустрии – работой хлебоприемных пунктов.

Да, формально координирует всю эту работу минсельхоз. Но трудно представить, что там сейчас идет работа: Антикор трясет министерство как липку. Тут уже не до цен. Воровали чиновники субсидии или нет, сказать не могу. Свечку не держал. Но то, что в МСХ были и есть проблемы с использованием бюджетных денег, мы пишем регулярно. Именно потому, что нет четкой ответственности за координацию.

В общем, удобно: накосячил аким села – киваешь на акимат области, недопоставили ГСМ – минэнерго виновато, не дали технику – минфин деньги не выделил. МСХ ни в чем не виновато.

Видимо, поэтому в 2014–2015 годах, когда в парламенте и СМИ активно заговорили, что Казахстану нужна вменяемая программа продовольственной безопасности, МСХ как-то замылило эту тему. Мол, всё уже написано, есть же, зачем бумагу пачкать? 

В Законе “О национальной безопасности РК” сказано: “Продовольственная безопасность – состояние экономики, в том числе агропромышленного комплекса, при котором государство способно обеспечивать права и потребности населения в продуктах питания и питьевой воде в количестве и качестве, предусмотренном физиологическими нормами потребления, достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения”. У нас не цены высокие, а люди бедные: продукты в Казахстане продолжат дорожать

Цены в магазине вызывают сомнение в том, что государство сегодня способно обеспечить хотя бы физиологические нормы потребления для всех граждан Казахстана. Значит, надо искать человека, который должен нести ответственность за такое нарушение. Кто это, сказать прямо не могу, потому что министры сельского хозяйства у нас меняются раз в 2–3 года. За это время трудно успеть сделать что-то дельное. Да и программы пишут у нас минимум на 5 лет. Есть начальники управлений и департаментов, но и на этом уровне идут регулярные ротации.

Нормальный чиновник должен отработать на одном месте минимум 4–5 лет, чтобы увидеть начало и реализацию хотя бы одного проекта. Тогда у каждого нарушения будут свои имя и фамилия. И, наоборот, у каждого достижения будет свой "родной отец", которому можно и премию дать, и руку пожать.

Алматы
adil.urmanov@yandex.ru