Тюрьмы бояться – закупок не проводить: почему новый закон “О закупках” все-таки будет принят

Нацстандарт против офшора

Несколько часов критиковали депутаты законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора”, когда тот в начале октября пришел в мажилис на первое чтение.

Закупки из одного источника, слабая поддержка отечественных производителей, низкая ответственность топ-менеджеров квазигосударственного сектора – вот далеко не полный список претензий народных избранников к предлагаемому минфином документу.

– Многие наши замечания минфин учел. Конечно, пока отредактированный документ не обнародован, говорить о чем-то рано, но видно, что правительство стремится сделать сферу государственных и квазигосударственных закупок более прозрачной и выгодной для отечественного бизнеса, – говорит мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ.

Так, например, сам Перуашев настаивал на том, чтобы прописать в законе запрет на участие в госзакупках компаниям, зарегистрированным в офшорах, и вернуть термин “отечественный производитель” вместе с преференциями для казахстанских бизнесменов.

– Мы еще год назад делали запрос о том, что 13 региональных департаментов МВД закупили скоростемеры у одного и того же поставщика, владельцем которого оказалась офшорная компания на Кипре. При этом проверка выявила финансовые нарушения на сумму 730 миллионов тенге. Сейчас, как мне известно, наше замечание принято, – говорит он.

О необходимости поддержки местного производителя в системах закупок говорили в рамках первого чтения многие депутаты, в том числе спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН.

Между тем имеющаяся в действующем законе норма из предлагаемого законопроекта исчезла. Вместо нацстандартов при определении качества продукции минфин предлагает руководствоваться критериями, точный список которых будет идти как подзаконный акт к закону “О закупках”. Госзакупки у “своих”

– Сегодня важно законодательно поддерживать отечественных товаропроизводителей, особенно если их товар соответствует нацстандартам. Нынешняя редакция дает такую возможность, вы, разработчики, предлагаете эту норму исключить.

Мы очень хорошо знаем практику, подзаконный уровень имеет свойство быстро изменяться. Сейчас вы впишете требования о соответствии стандартам, а завтра по рекомендации, как у нас принято, зарубежных консультантов...

Съездим к ним, еще и сюда их привезем, а потом будем аргументировать, что для каких-то рейтингов, и эту норму уберем и из правил. В результате будет страдать отечественный производитель, продукция которого будет на конкурентоспособном уровне, – не согласен с такой редактурой Нурлан Нигматулин.

Будет ли учтено замечание депутатов – пока до конца неизвестно. Тем более что и действующая редакция особых преференций казахстанским производителям не дает.

– Сейчас национальные стандарты практически не используются, в то время как они, с одной стороны, гарант качества и щит от контрафакта. С другой – это возможность поддержать отечественного производителя. Россия для защиты своего производителя активно пользуется этим инструментом. Наш поставщик, чтобы участвовать в закупках там, обязан пройти российскую сертификацию. А это и деньги, и время. В итоге часть наших поставщиков отсекается. Почему бы и нам не использовать этот метод? – рассуждает заместитель директора департамента закупок и местного содержания НПП “Атамекен” Нурлан ШАРИПОВ.

В качестве меры поддержки отечественного производителя сейчас предлагается создание реестра добросовестных поставщиков по типу той системы, что уже действует в “Самрук-Казыне” и госзакупках строительных услуг: объявление о начале конкурса приходит лишь тем, кто вошел в этот реестр.

Дополнить квалификационные требования пунктами, которые выполнимы лишь для отечественных поставщиков, – дело техники. Но это в теории, так что опасения депутатов вполне оправданны.

Про умников и умниц

Стоит признать, что многие проблемы готовящийся закон и впрямь решает.

– У нас получается такая ерунда: с кривыми и пока еще действующими процедурами госзакупок, когда побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, мы совсем утратили возможность строить качественно. Лайфхак от "АлматыЭнергосервиса": как задолжать сотни миллионов тенге и остаться добросовестным участником госзакупок

Мы до невозможности все упростили для бизнеса, но совсем забыли о нормах безопасности для населения. Технический надзор отдали в конкурентную среду, и теперь он участвует в тендерах.

Пару лет назад эти услуги “умники” начали предоставлять за один тенге, а сейчас наиболее “талантливые умники” ставят в тендерах тиыны. А потом начинается... Расскажу конкретный случай.

Приехал на стройку такой победивший на тендере технадзор. Молодой человек из Актобе, который, кроме парты и портфеля, наверное, ничего еще и не видел, у него нет ни офиса, ничего.

И он говорит: “Ребят, я вас приехал контролировать. Или я здесь всё останавливаю, и мы долго ходим, или свои деньги я все равно заберу”. Начинаются гнусные процессы коррупции на уровне двух частных лиц. Когда объект сдали, выявились недостатки. Что это было – некачественное строительство или просчеты проектировщиков – пусть разбираются компетентные органы. Но важно же то, что потом на таких объектах падают крыши, не хватает тепла, – рассказывает о том, как из-за пробелов в законодательстве о закупках страдают во всем Казахстане, депутат Павел КАЗАНЦЕВ.

Поправки эту “лавочку” прикрывают.

– Сейчас цену можно снижать до любого минимума, вот и появляются лоты по услугам стоимостью в один тенге и ниже. Поправки в самых болезненных сферах закрепят максимальное снижение. Если, например, говорить о строительстве, то поставщик сможет снижать стоимость лота не более чем на 5 процентов от заявленной цены, если говорить об услугах технадзора – возможно снижение на 10 процентов. Пока разработаны требования по строительству, в перспективе, как мы надеемся, удастся навести порядок и в других отраслях, – говорит Нурлан Шарипов.

Другая важная поправка – административная ответственность для топ-менеджеров квазигоссектора за нарушения при закупках.

Сейчас максимум, который “светит” такому закупщику, – дисциплинарное взыскание. Законопроект преду­сматривает штрафы. Как признался представитель НПП, они настаивали на уголовной ответственности за такие нарушения, но госорганы инициативу не поддержали.

– Еще одна область, в которой будет наведен порядок, это закупки у заключенных. При всех зонах есть ТОО “Енбек”, которое организует труд осужденных. Чтобы поддержать эту деятельность, в законе была прописана норма о том, что на некоторые товары акимат может заключать с ним договор напрямую, вне зависимости от суммы.

При этом ТОО “Енбек” имеет право привлекать субподрядчиков. В итоге дошло до того, что, находясь в Карагандинской области, организация берет подряд в Алматинской области.

Ясное дело, что заключенные, которые не имеют права свободно передвигаться по стране, просто не могут выполнить этот заказ, и ТОО “Енбек” стало просто посредником, который сам ничего не делает, работой заключенных не обеспечивает, а добросовестным бизнесменам не дает самостоятельно участвовать в конкурсе. Поэтому поправки отменяют его право на привлечение субподрядчика, – рассказал нам Нурлан Шарипов. Пришли и жалуются

Совсем один

Многие нормы законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора” предполагается дорабатывать подзаконными актами, реестрами и дополнениями. Но есть и заведомо спорные моменты.

– Сейчас из одного источника можно закупать на сумму до 100 МРП. Это оправданно. К чему проводить конкурс на закуп, скажем, сотни ручек? Но сейчас этот порог хотят увеличить до 500 МРП, это уже 1 200 000 тенге – сумма достаточно серьезная. В таких моментах закон работает явно не на бизнес: лот стоимостью, скажем, 10 миллионов, можно запросто разбить на 10 частей и купить всё у своего, минуя конкуренцию, – говорит об одном из таких Нурлан Шарипов.

Стоит отметить, что закуп из одного источника стал значимой проблемой существующей системы. Сегодня в законодательстве предусмотрено 53 случая, когда такой метод приобретения товаров и услуг возможен. И с каждым годом объемы, уходящие одному источнику, растут.

Как в рамках первого чтения законопроекта отмечал Нурлан Нигматулин, если в начале 2000-х закупка из одного источника была исключением, то в 2016 году этим способом проводилось 50 процентов закупок, а в 2017 году – уже более 63 процентов.

Как считают чиновники, сокращение списка возможностей закупа из одного источника до 4 пунктов полностью решит проблему. Во что все выльется на практике – станет понятно примерно через год.

АСТАНА