Тюркский альянс науки и экономики

Эстафета в деле усиления роли тюркоязычного содружества в мировом сообществе переходит от Турции к Казахстану.

Три года назад президент Нурсултан Назарбаев стал инициатором создания международного тюркологического центра. В 2010 году в Астане была открыта Тюркская Академия, которая сегодня уже признана в качестве одной из ведущих в Содружестве. «Прошло чуть более трех лет, и мы стали свидетелями того, сколь успешно функционирует этот научный центр, какие мероприятия проводит, в том числе в Москве. Уже составлены словари, выпускаются прекрасные издания», – рассказал советник-посланник посольства Казахстана в РФ Нурлан Сейтимов в ходе круглого стола «Тюркские народы и тюркские языки в контексте глобализации», прошедшего накануне в пресс-центре посольства Казахстана в РФ.

Эта инициатива, по словам заведующей кафедрой Стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ профессора Жибек Сыздыковой, получила резонанс в мире, поскольку объединила ученых из разных стран. Только в этом году Академии удалось привлечь около 80 известных тюркологов со всего мира для совместных исследований. Однако как отметила профессор Сыздыкова, одними языками без обозначения судьбы тюркских народов мы не можем решить ни один тюркский вопрос, тем более в контексте глобализации. «Здесь стоят два вопроса: тюркские государства - сами по себе, тюркские народы - один на один или тюркские народы – это некий конгломерат, это тюркское пространство, это культурный мир», – сказала Сыздыкова. Она напомнила слова Тургута Озала и Сулеймана Демиреля, которые говорили о построении тюркского мира от Адриатики до Китайской стены. «Но сегодня мы говорим о создании культурно-гуманитарного сотрудничества», - отметила Жибек.

Стоит напомнить, что именно Турция стала одной из первых стран, которая после распада СССР в 1991 году признала независимость бывших советских республик и установила с ними дипломатические отношения. Именно в это время Анкара попыталась занять доминирующие позиции в регионе Центральной Азии. Однако, как отмечают эксперты, тогда она столкнулась с «парадом суверенитетов», при котором правящие элиты отвергли попытку нового идеологического диктата.

Другая причина провала создания в 90-е годы тюркского союза состоит в переориентации Анкары с Центральной Азии на Евросоюз, куда Турция настойчиво пыталась войти. Если учесть, что дверь в ЕС для Турции еще долго будет закрыта, ее возвращение в Центральную Азию и на Кавказ кажется вполне логичным. И попытки предпринимаются.

Но тюркский мир – это не только культурное пространство, это и экономические связи. В 2009 году в Нахичевани было подписано соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств с участием президентов Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана и премьер-министра Турции. В сентябре 2010 года в Стамбуле было принято решение о начале деятельности этой структуры, ее первоначальной целью являлось укрепление культурно-гуманитарного, научно-технического сотрудничества между тюркоязычными государствами. В 2011 году в Алматы прошел первый саммит Совета. А уже на III саммите в Габале (Азербайджан), который состоялся в августе 2013 года, речь шла о создании экономического альянса.

«Анкара, судя по всему, решила реанимировать проект тюркской интеграции, и не только в культурно-гуманитарной сфере. Например, в конце 2010 года генеральный секретарь Совета сотрудничества тюркоязычных государств Халил Акынджы заявил, что эти страны создадут таможенный союз. В 2012 году в Баку министры экономики стран Совета обсудили вопрос создания Фонда развития для активизации инвестиционной деятельности между Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и Кыргызстаном. А уже в этом году генеральный секретарь Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран Рамиль Гасанов подтвердил, что на повестке дня стоит создание зоны свободной торговли. Речь идет об отмене таможенных пошлин и унификации законодательства в тюркоязычных государствах», – сказал автору директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев.

Однако не все участники саммита остались довольны его итогами. Сам по себе союз тюркоязычных государств, бесспорно, обладает завидным потенциалом. Но потенциал еще надо как-то реализовать. С этим пока есть не то, чтобы проблемы, а просто «караван идет совсем не спеша». Наверное, этим и объясняется некоторое разочарование президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, высказавшегося по итогам саммита в духе того, что эффективность организации стоит повышать. Понятно и само разочарование – Киргизия в тяжелом экономическом положении, и все ее надежды большей частью связаны с внешней помощью. Выкарабкаться из провала и держаться на плаву Бишкек рассчитывает и с помощью «тюркоязычных родственников». Уловив настроения коллеги, президент Турции Абдуллах Гюль тут же заявил: «Тюркский мир играет важную роль во всем мире, и именно поэтому тюркские страны должны скоординировать свои усилия для совместного развития». И пообещал экономическую поддержку. Впрочем, еще в прошлом году Анкара пообещала предоставить Кыргызстану льготный кредит в размере 106 млн. долл. Кроме этого, в 2011 году Турция списала Бишкеку внешний долг в размере 51 млн. долл.

Казахстанская делегация, в свою очередь, сделала акцент на усиление экономических связей между тюркоязычными странами, чей общий объем ВВП составляет 1 трлн 150 млрд долларов. В то же самое время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил неудовлетворение тем, что доля тюркоязычных стран в торговле с Казахстаном составляет не более 6% (8 млрд.долл).

Судя по всему, тюркский альянс нуждается еще и в политическом переформатировании. «На данный момент к лидерству в альянсе Турция пока не очень готова. Ее слишком активное участие в сирийских делах приносит все больше проблем и большую внутреннюю нестабильность. Сейчас Турция погружена в свои внутренние дела – ей надо обеспечить внутреннюю стабильность», – сказал автору директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. По его словам, Анкара сейчас не будет разворачивать и внешний вектор, который был направлен не в сторону Центральной Азии, а в сторону Ближнего Востока. «Такое изменение требует вложение немалых ресурсов, которых может не быть при некоторой внутренней нестабильности», – считает Евсеев. Эксперт при этом не исключил, что при нынешней сложной ситуации, какие-то государства могут попытаться подменить Турцию. «Казахстан и Азербайджан могли бы взять на себя некоторые функции, предварительно договорившись между собой и распределив обязанности и роли. Попытки Турции в вернуться в Центральную Азию есть, но они финансово не подкрепляются. И сейчас уже ясно, что Турция не может пойти на крупные вложения денег, что замедлит развитие рынка. Но одновременно большие свободы в этом смысле остаются для Казахстана и Азербайджана. Для Казахстана – инициатора интеграций – появляется новая возможность, и он мог бы выступить с некой собственной идеей в тюркоязычном мире. Остальные участники организации – ведомые», – сказал Евсеев.