Тюркская альтернатива

Сегодня у многих мыслящих людей идея свободного, либерального рынка, глобализации ресурсов и капитала вызывает закономерное сомнение. Отсюда появляются и различные рецепты спасения от надвигающегося экономического и социального коллапса. На днях с одной из таких концепций нового мирового порядка, возможного на пространствах Евразии, выступил известный казахстанский ученый и общественный деятель академик Ерментай Султанмурат.
Ерментай Султанмурат - президент Всемирной Ассамблеи Тюркских народов, академик международной академии информатизации, организатор экономики. Он ярый приверженец идеи самобытного исторического пути Казахстана и единения тюркских народов мира, идейного течения пантюркизма. Эти идеи он последовательно отстаивает в своих выступлениях и научных трудах, таких как "Казахстанский вариант народного капитализма", работе "Трансформация мира", "Национальная идея народа Казахстана".
Его пресс-конференция в Алматы была приурочена к выпуску книги "Тюркский пояс стабильности", написанной совместно с известными деятелями пантюркистского движения татарским ученым Рафаэлем Мухаметдиновым и узбекским философом и экономистом Бахтиером Каримовым. В ней идея общетюркского экономического и политического единства, создания условий для консолидации тюркского мира получила дальнейшее развитие.
Появлению этой концепции развития тюркского мира сегодня способствуют ряд факторов.
- Мир сегодня начал входить в зону влияния глобальных природных, экономико-политических, гуманитарных катаклизмов, - сказал Ерментай Султанмурат. - Одним из них является начавшаяся китайская и ожидающая свой час индийская экономико-миграционные экспансии, способные, "впитав" в себя весь Туркестан, оказаться через Дарданеллы и Московию в Европе. Этот фактор способен неузнаваемо изменить облик мира и будет иметь непредсказуемые последствия для земной цивилизации.
Для сохранения и продолжения нынешнего эволюционного развития стран евразийского континента необходимо создать тюркский пояс стабильности Евразии в лице Союза центрально-азиатских (СЦАР) - Содружества Тюркских государств (СТГ). Однако ввиду близорукости отдельных внутритюркских и внешних сил формирование его затягивается. В этих условиях, следует взяться за любые возможные легальные пути интеграции народов и экономик центрально-азиатских республик (ЦАР).
В частности, считает академик, Казахстану необходимо приступить к организации особых экономических районов - ОЭР на границе с Кыргызстаном и Узбекистаном. В ОЭР, вновь созданные и реорганизованные предприятия, а также те, которые добровольно решат работать здесь на новых условиях, следует передать в аренду трудовым коллективам, состоящим из представителей народов ЦАР, для последующего выкупа ими за счет прибыли.
В выкупленном предприятии, т.е. предприятии собственности работников (ПСР), каждый работник будет иметь долю, пропорциональную полученной им зарплаты в период, когда шел выкуп предприятия. Эти ПСР обязаны входить в состав корпорации, оказывающей им содействие в маркетинге, сбыте, снабжении и в управлении.
ПСР будет производить конкурентоспособные дешевые и качественные товары, поскольку работники являются собственниками - работают для себя.
Именно с таких предприятий "народного капитализма", по идее академика, начнется единение народов ЦАР, поскольку в них, наряду с казахстанцами, будут работать и станут совладельцами узбеки, кыргызы, туркмены, таджики, турки, уйгуры, каракалпаки и представители других тюркских и иных народов. Только таким путем, считает Е. Султанмурат, наша экономика станет конкурентоспособной китайским товаропроизводителям, работники - состоятельными и экономически независимыми, и только тогда начнется основательное единение народов ЦАР.
- Наше предложение по организации ОЭР расмотрено в Администрации Президента Казахстана и одобрено его экспертами в сентябре месяце этого года, - сказал Е. Султанмурат. - Несмотря на то, что реализация проекта не требует особых затрат, она принесет весомый экономический и политический результат, которого иначе никак мы не сможем достигнуть. Таким образом, осваивая народный капитализм в особых экономических районах, распространяя данный опыт у себя и во всем Туркестане, мы сможем из нынешнего экономического кризиса выйти обновленными. И Казахстан, запустив процесс создания "тюркского пояса стабильности" Евразии, с достоинством приступит к председательствованию в ОБСЕ.
Правда, по-настоящему "тюркский пояс стабильности" может полноценно реализоваться и служить объявленным целям, если у тюркских народов будут воссозданы:
- обновленное общетюркское мировоззрение - тюркская философия, способная сплотить и нацелить народы высоким целям - возрождению процветающей тюркской цивилизации;
- общий язык ортатюрк - анатюрк, позволяющий создать общетюркское культурно-информационное поле;
- принят тюркский путь общественного развития, основанный на дахабической демократии и народном капитализме (дахабическая демократия - это, в буквальном переводе, "мудрое народное самоуправление", разработанное идеологами пантюркизма - прим.авт).
- Только СТГ, ставшее на путь такого развития, будет политически и экономически способным стать поясом стабильности Евразии и откроет путь в новую общественную формацию - реформированный капитализм, - уверен Е. Султанмурат. - Классический капитализм изжил себя в собственном доме - на Западе, не оправдал себя в постсоветских государствах. Поэтому весь мир хочеть реформировать капитализм. А мы, пока они думают, начнем осуществлять тюркский вариант обновленного капитализма.
Его мнение полностью поддержали участвовавшие в пресс-конференции Ахмет Догдуран, общественный деятель Турции и Казахстана и Бахытжан Избасар, руководитель аппарата Ассамблеи Тюркских Народов
Делу создания пояса стабильности Евразии, по мнению выступавших, может служить и городок Туран - историко-культурный центр тюркских народов, формируемый в настоящее время между городами Шымкент и Ташкент, на Шелковом пути.
- Во всех наших начинаниях мы нуждаемся в поддержке, в том числе финансовой, и сотрудничестве со всеми сочувствующими нашим идеям общественными силами - признался Е. Султанмурат. - Полагаем, что, идея создания тюркского пояса стабильности найдет поддержку у всех здравомыслящих людей, в ООН, ЕС, США, РФ, в других странах, и великий китайский, индийский народы отнесется к ней с пониманием.
Идеология пантюркизма, как реальной альтернативы исторического пути для Казахстана, отстаиваемая Е. Султанмуратом, вызывает неоднозначное отношение.
С одной стороны, безусловно хорошо, что политическая и философская жизнь в Казахстане не дремлет и ищет пути избежать кризиса. С другой - путь, предлагаемый Е. Султанмуратом и его единомышленниками, изобилует многочисленными нерешенными проблемами и сложностями, порожденными как историческими причинами, так и современными реалиями.
Что, например, может служить основным "цементирующим" фактором такого общетюркского единства? Язык? Но сегодня многие тюркоязычные страны и народы так далеко ушли от своего "праисторического" языкового "корня", создали свои собственные языки, что почти не понимают друг друга...
Может быть, единство политического строя и целей? Но сегодня к тюркскому миру относятся самые разные государства и этнические группы, которые в этом отношении совершенно не похожи друг на друга. Есть тюркоязычные народы, имеющие свою государственность - Турция, Казахстан, Азербайджан, Казахстан и некоторые другие. Есть такие народы, которые имеют только автономию в составе других государств, например - татары, башкиры, чуваши в составе федеративной России. А есть такие народы, которые не имеют своих национально-территориальных образований, к примеру - кумыки в РФ или азарбейджанцы в Иране. Ожидать, что все это многообразие современных политических и социальных условий может быть сведено в единую организацию, с едиными целями и задачами, с одной идеологией, думается, преждевременно.
Вызывает недоумение и тезис Е. Султанмурата о безудержной миграционной экспансии стран Центральной Азии и Казахстана китайцами и индийцами. Пока обилия граждан этих государств на улицах казахстанских городов и сел явно не наблюдается. Даже на рынках их сегодня не так уж много. Когда академика спросили, есть ли у него реальные статистические данные, он вынужден был признаться, что таковых у него не имеется. Однако твердо стоял на своем, что такая опасность велика и привел даже пример, что в его родном ауле не так давно появился такой китайский мигрант! Проблема неконтролируемой миграции в период кризиса стоит перед всякой страной, но, думается, здесь академик все же погорячился...
Не все ясно и в концепции "народного капитализма", предлагаемого Е. Султанмуратом как альтернатива западной рыночной экономике. Отдельные положительные факты деятельности так называемых "народных предприятий", работающих в рыночной среде имеются, например - в Испании, в Юго-Восточной Азии. Однако за десятилетие эта форма хозяйства во всем мире так и не получила широкого распространения, множество таких предприятий разорились... Где гарантии, что организуемые свободные экономические районы будут работать эффективно, да еще и в условиях острой конкуренции состороны других предприятий и огромного Китая?
Создание нового общетюркского языка - это тоже грандиозная задача - на десятилетия, если не больше. Нужно не только создать устойчивые и общеупотребительные языковые конструкции, алфавит и словрь, но и добиться, чтобы его широко употребляли, преподавали бы язык в школах, даже в дошкольных учреждениях, чтобы он вошел в языковую практику каждой семьи. Как этого добиться в сегодняшней ситуации, когда тюрки разбросаны по странам и регионам и погружены в свою собственную национальную жизнь?
Если же говорить о пантюркизме, как о реальной альтарнативе сегодняшнему политическому и социальному развитию страны, то свой выбор страна сделала еще в начале 90-х годов прошлого века, когда Казахстан делал первые шаги своей независимости. Решающую роль тогда сыграл Президент Н. Назарбаев. На Стамбульском саммите глав тюркских государств хозяевами форума, турками, было подготовлено совместное Заявление, в котором говорилось, что Казахстан берет курс на интеграцию с Турцией - в силу общих исторических корней, языковой и культурной общности, единой ментальности. В своих воспоминаниях об этом событии Н. Назарбаев пишет: "Мне пришлось сильно огорчить Т. Озала, сказав, что мы это заявление подписать не можем. Я говорил о том, что мы за экономическое, гуманитарное, политическое сотрудничество. Да, мы имеем общие корни, у нас одни предки, у нас много общего в культуре, но долгое время мы были оторваны друг от друга. Я предложил восстанавливать утраченные связи цивилизованно, уважая только что приобретенный суверенитет каждого государства... Мою позицию поддержал и президент Узбекистана И. Каримов.... Конечно, Т. Озал не ожидал такой реакции со стороны президента Казахстана. Но, мудрый политик, он понял мои доводы и наши дружеские отношения сохранились. Т. Озал понял, что нам нужен именно такой тип отношений - равенство, дружба, взвимовыгодные экономические связи".
Конечно, интеграция стран и народов на постсоветском пространстве может принести немало положительного в сфере экономики и безопсности. Свою роль может сыграть и предлагаемый Е. Султанмуратом "тюркский пояс стабильности".
Но вопрос в том - в какие конкретные экономические, политические и организационные формы он может реально воплотиться. И единого, устраивающего всех (или хотя бы большинство) ответа пока нет.

Иллюстрация с сайта www.kz.xat.kz