О том, каким образом это произойдет, при чем здесь саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и почему в последние годы об этом совете редко упоминалось в прессе, нам рассказал эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Руслан ИЗИМОВ.
Вектор Анкары и единство в Центральной Азии
– Мало кто из казахстанцев без “Гугла” сможет с ходу ответить, что такое ССТГ. И это при том, что Казахстан три последних года председательствовал в совете и, по мнению многих экспертов, многое сделал за это время для развития интеграции тюркоязычных стран.
– Я с этим мнением полностью согласен. Во время казахстанского председательствования особое внимание было уделено научно-просветительской работе, которая проводилась под руководством Международной Тюркской академии. Так, в школьную программу Азербайджана, Турции, Кыргызстана и Казахстана введен учебник “Общая история тюрков”. Академией издано более 90 книг по истории, запущен портал “Аталар мирасы” (“Наследие предков”), на котором собрано четырехвековое культурное наследие наших народов, началась реализация социологического исследовательского проекта “Тюркбарометр”.
Вместе с тем Тюркская академия также готовит к утверждению еще два аналогичных проекта по географии и литературе.
– А чем для нас так важен саммит глав тюркоязычных государств, который совсем недавно прошел в Чолпон-Ате?
– Я бы назвал этот саммит новой страницей интеграции стран тюркского мира. Во-первых, это первый саммит ССТГ после почти трехлетнего перерыва. Последний, 5-й саммит был проведен в Астане в 2015 году. Следующая встреча, намеченная на 2016 год в Чолпон-Ате, не была проведена по разным причинам. В том числе не секрет, что в 2016 году отношения между рядом стран, входящих в ССТГ, были несколько подпорчены из-за внутренних и внешних факторов.
Отчасти это было связано с такими причинами, как вовлеченность Турции в сирийскую войну, дипломатический конфликт между Москвой и Анкарой, события, связанные с турецкими школами, которые оказались под запретом после провала попытки госпереворота в Турции.
Эти и другие объективные факторы не позволяли собраться всем главам тюркоязычных государств все последние три года. Однако в текущем году благодаря совместным усилиям дипломатов удалось достичь решения провести 6-й саммит в Кыргызстане, как и планировалось три года назад.
Во-вторых, впервые с момента создания ССТГ появилась возможность расширить список его участников за счет включения Узбекистана.
Как известно, после апрельского визита президента Турции Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА в Узбекистан стороны впервые заявили о возможности присоединения Ташкента к ССТГ. “В случае если все тюркские страны объединятся..." - политолог о Казахстане, Турции и тюрках
До этого момента, в частности, при президентстве И. Каримова, узбекская сторона всячески отстранялась от процессов тюркской интеграции. Однако на данном этапе, как мы все можем наблюдать, руководство Узбекистана демонстрирует намерение более активно участвовать в многосторонних объединениях, особенно касающихся региональной кооперации.
Исходя из этого прошедший саммит также имел отчасти историческое значение в плане постепенного включения одного из ключевых тюркоязычных государств мира, население которого составляет более 31 миллиона человек, в процессы тюркской интеграции.
– Инициатор и идейный вдохновитель ССТГ все же Турция. И в последние годы эта страна испытывает трудности в отношениях с западным миром. Не с этим ли связана активизация деятельности Тюркского совета?
– Я бы выделил тут несколько факторов. Во-первых, Вашингтон стал проводить противоречивую политику в отношении Турции, что вынудило Анкару существенно изменить свой подход, активизируя евразийский вектор своей политики.
Кроме того, после президентских и парламентских выборов сторонники углубления тюркского направления внешней активности Анкары получили большее количество властных рычагов.
В частности, Партия националистического движения (ПНД) стала ключевым элементом парламентского большинства для турецкой партии власти.
Все эти факторы объективно способствовали повышению значимости тюркского вектора для Анкары.
Наконец, мощным благоприятным фактором стало значительное оздоровление отношений между тюркоязычными странами Центральной Азии. За последние два года большая часть закоренелых проблемных вопросов в отношениях Узбекистана с Кыргызстаном, Туркменистаном и Казахстаном была решена.
Созданы друг для друга
– Вы сами отметили, что саммиты глав стран Тюркского совета не проходили последние три года. Оправдала ли встреча в Чолпон-Ате ожидания сторон?
– С марта текущего года в Астане главы пяти республик Центральной Азии запустили формат консультативных встреч. Он предполагает создание условий для углубленной кооперации в сфере экономики, энергетики, транспорта и культурно-гуманитарной области. Первая встреча показала, насколько своевременной и востребованной является региональная кооперация.
За последнее десятилетие соседние страны значительно отдалились, особенно в плане экономического развития, что само по себе было абсурдным для стран, находящихся в одном географическом пространстве и имеющих крепкие исторические и культурные корни.
В данном контексте возобновление саммитов в формате ССТГ позволило укрепить диалог стран Центральной Азии с другими внерегиональными тюркоязычными государствами – Азербайджаном и Турцией – в многостороннем формате. В этом формате также существует огромный нереализованный потенциал для сотрудничества в сфере торговли, транспортных проектов, энергетики, а также в культурно-гуманитарной области.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, по-прежнему остро стоит вопрос расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, усиления кооперации между ведущими промышленными предприятиями, банковско-финансовыми институтами и предпринимательскими структурами стран – участниц ССТГ.
В частности, особую роль тюркоязычные страны способны сыграть в налаживании внутриконтинентальных транзитно-транспортных коридоров. Как мы можем сегодня наблюдать, многочисленные транспортные нити между регионами Азии и Европы постепенно расширяются и модифицируются. В деле диверсификации маршрутов, соединяющих страны, города и регионы, большую роль играют такие значимые инициативы, как “Пояс и путь”, “Нурлы жол”, “ТРАСЕКА”, “Западная Европа – Западный Китай”, и многие другие.
В этом контексте важно подчеркнуть роль тюрко-язычных государств, которые способны обеспечить наиболее быстрый и стабильный маршрут от Китая в Европу по нескольким направлениям, в том числе включая маршрут через Каспий. Подписанная Конвенция по Каспию теперь открывает еще больше возможностей. Нурсултан Назарбаев предложил развивать проект «100 человек тюркского мира»
Вместе с тем важно отметить, что все участники Тюркского совета стремятся не только к интенсификации сотрудничества в рамках тюркоязычного мира, но и преследуют цель укреплять многосторонние дружеские и партнерские связи с ключевыми соседними странами, в первую очередь с Россией, Китаем, Ираном и другими.
Все это, как мне представляется, дает основание полагать, что Тюркский совет и входящие в него государства получат новый импульс и динамику в своем развитии.
В целом прошедший саммит подтвердил ряд тенденций на постепенное усиление интеграции на региональном уровне. Именно тесная кооперация между государствами соседних регионов способна минимизировать современные риски, связанные с односторонними действиями некоторых глобальных игроков.
Очевидно, что у тюркоязычных стран имеется огромный нереализованный потенциал для углубления сотрудничества во всех сферах. Этому, безусловно, будет способствовать международный авторитет и политический имидж Президента Казахстана, который выступает мощным идейным драйвером всех интеграционных процессов на пространстве тюркского мира, а также в рамках всей формирующейся Большой Евразии.