Тюльпан должен стать брендом Казахстана

Дело всей жизни

Ботаник Анна ИВАЩЕНКО – автор двух книг о казахстанских тюльпанах (совместно с Олегом Беляловым), защитник и борец за сохранение их дикорастующих видов. “Это моя профессия”, – скромно говорит Анна Андреевна, которая уже больше полувека занимается исследованием тюльпанов Казахстана, являясь самым авторитетным специалистом в данной области.

22 года проработала в заповеднике "Аксу-Джабаглы", затем – в Институте ботаники Академии наук РК, в Иле-Алатауском национальном природном парке, на различных международных проектах. В ее честь названы 2 новых вида тюльпанов. Хотя сейчас она на заслуженной пенсии, отбоя от докторантов, молодых ученых и журналистов, особенно в весенний период, у нее нет.

– Мне в день по несколько человек звонят, сейчас подают проекты на гранты, многие хотят заниматься тюльпанами. Тема популярная, интересная! – отмечает собеседница “КАРАВАНА”, ведь территория юга Казахстана и прилегающие районы Средней Азии считаются родиной дикорастущих тюльпанов. – Есть научная работа В. И. Талиева 1930 года, опубликованная в Ленинграде, где он пишет, что районы Средней Азии, пустыни, берега и горы – самые богатые по видовому разно-образию, несомненно, являются центром происхождения тюльпанов. В конце 20-х годов прошлого века вышли труды М. Г. Попова по истории флоры Средней Азии, уже в 40–50-е годы историей и выращиванием тюльпанов занималась Зинаида Бочанцева из Узбекистана.

Первые остатки пыльцы тюльпанов были найдены в этих краях, они датируются миллионами лет назад, считается, что из этого центра шло образование и их расселение на Восток и Запад. Мы говорим о диких тюльпанах, а не о сортах, которые потом создавались селекционерами разных стран. Казахстан выделяется максимальным разнообразием видов. Конкретные виды приучены к отдельной природно-климатической зоне, требуют своих экологических условий для произрастания. Одни – степные, другие – горные, третьи – пустынные.

В окрестностях нашей столицы можно встретить 5 видов тюльпанов, в горах, в разных регионах – до 20. Есть виды, которые растут по 100 особей на квадратном метре, а есть – по 5 экземпляров. Есть уникальные виды, эндемики Казахстана, те, что растут только у нас и больше нигде.

Например, знаменитый тюльпан Регеля, который встречается только в Чу-Илийских горах. Он необычный по облику, рано цветет, в норме у него один цветок и один гофрированный лист. Люди, не знакомые с ботаникой, часто называют его не тюльпаном, а подснежником.

Почему они исчезают?

В последнем издании Красной книги 2014 года числятся 18 видов тюльпанов, которые нуждаются в особой охране.

– Некоторые специалисты считают, что все тюльпаны, а их более 4 десятков видов, нуждаются в особой охране, – продолжает Анна Иващенко. – Есть, допустим, вид малочисленный, редкий, но его никто не срывает, не трогает, ему ничто не угрожает. Конечно, если там не раскопают карьер и не построят город, он будет жить и жить: 200, 300, миллионы лет. В целом это касается всех растений.

Почему сокращается чиленность тюльпанов? Потому что в последнее время идет освоение земель, особенно в окрестностях крупных городов и поселков.

Ярким примером этой тенденции является ситуация с тюльпаном Островского под Алматы, это эндемик Северного Тянь-Шаня, он есть у нас в Казахстане и Кыргызстане. Это красивый красноцветковый вид. У нас ведь считается, если красный и крупный – это красивый, а если меленький, с белыми цветками, которых больше десятков видов, то их в народе называют “подснежник” или “бәйшешек”. Тюльпан сейчас в угрожающем состоянии, потому что склоны, где он растет, в большинстве заняты дачными участками. Кроме того, туда приезжают отдыхающие, и некоторые, по неведению, срывают цветы.

Точно так же у нас уничтожены места произрастания дикой яблони вокруг Алматы. А ведь оба вида занесены в Красную книгу, являются дикими сородичами культурных сортов, считаются брендом Казахстана. Проблема еще в том, не все знают, что дикие тюльпаны, особенно крупные, Грейга, Островского, Шренка, не размножаются вегетативным способом, как сортовые, а только с помощью семян.

Многие говорят: ну, подумаешь, я же луковицу не трогал, он же вырастет. В том-то и дело, что не вырастет – новые растения появляются только из семян, без них не будет потомства.

Потом, у сорванного тюльпана луковица ослабевает. В ней почти нет запаса питательных веществ, которые ушли на рост стебля и цветка. Для того чтобы экземпляр зацвел в природе у разных видов, в разных условиях, требуется от 10 до 17 лет. В первые годы наземный побег выглядит как тоненькая, зеленая ниточка. Я в Ботсаду выращивала “дикарей”, пропалывала почву, сорняки выдирала, они зацветали в 2 раза быстрее на 4–5–7-м годах жизни, потому что им был создан специальный уход и не было конкуренции.

Так вот, возвращаясь к тюльпану Островского, в 30-е годы прошлого века вокруг Алматы его было полно. А сейчас мало, потому что застройка, кругом дачи. И хотя этот цветок с 1981 года – в Красной книге, у людей такая психология: у нас всего много, миллионы гектаров земли, миллионы тюльпанов Грейга, который встречается по предгорьям и горам от Кызылорды почти до Балхаша, из него 5 процентов мировых сортов выведено! Но, извините, больше его нигде в мире нет, кроме Казахстана и прилегающих районов Средней Азии.

Три главных вида

– Из 43 видов у нас 3, которые я считаю самыми главными, за счет того, что из них выведены культурные сорта, – рассказывает Анна Андреевна. – Это тюльпан Грейга, он довольно крупный, цветки у него размером с пиалку, из которой мы пьем чай – красные, оранжевые, желтые. Это единственный из видов, у которого листья покрыты фиолетовой пестриной.

Наш тюльпан Грейга был описан в 1870 году, с территории гор Каратау его привезли в Санкт-Петербург. Уже через 7 лет в Голландии ему присвоили диплом первоклассного сорта. До сих пор из него выводят новые и новые сорта, и еще будут выводить. Сорт – это то, что создал человек. Сорта живут максимум сотню лет и требуют регулярной подпитки, обновления. Созданный природой вид живет миллионы лет! Вот почему мы говорим, что надо сохранять наши тюльпаны, это первичный, исходный, родительский материал для получения новых сортов и обновления старых. Цветочки аленькие

Другой ценный из наших видов – тюльпан Шренка, который произрастает от Урала до Нур-Султана. Он первый попал из Турции в Австрию, а потом – в Голландию. В Нидерландах своего родного дикого тюльпана ни одного нет! У нас же бытует мнение, что Нидерланды – родина тюльпана. Это родина сортовых тюльпанов. Они туда попали в конце XVI века, где их стали выращивать и выводить новые сорта. Тюльпан Шренка – крупный, есть масса цветовых вариаций. Еще Абай описал в стихотворении “Весна”, что признак наступления весны – цветение этого тюльпана.

И есть еще один – тюльпан Кауфмана, он произрастает в горах Западного Тянь-Шаня, который также послужил первоисточником для множества культурных сортов.

Тюльпановые туры

По мнению Анны Иващенко, тюльпан должен стать главным символом и брендом Казахстана по своему историческому праву. Но пока этого не случилось.

Хотя те же иностранные туристы с удовольствием ездят в “тюльпановые туры” уже на протяжении 25 лет, но, конечно, данный вид туризма не имеет внушительных маштабов.

– Об этом я говорю уже 50 лет. К нам туристы с 1995 года приезжают и знают Казахстан благодаря тюльпанам! Я возила в “тюльпановые туры” англичан, немцев, американцев, японцев. Последние группы японцев, до пандемии, по 22 человека приезжали. Ездят в основном пенсионеры. Кроме тюльпанов у нас же много всего – только вокруг Алматы 2 000 видов растений. Вы бы видели, как они реагируют! Есть заказник местного значения в Тюлькубасском районе Туркестанской области – Красная горка, вокруг – пшеничные поля, и там миллион тюльпанов Грейга. Японцы лепестка не сорвут, на коленки становятся, фотографируют, потом приезжают к себе и рассказывают. Это какая реклама стране!

Некоторые 80-летние бабушки приезжали 3 года подряд, по одному и тому же маршруту! Люди платили за проезд на самолетах, поездах, автобусах, за сельскую гостиницу, за проводников, представьте, сколько человек на этом заработало!

А наши приедут на машине, поедят шашлыки, сорвут цветы и выкинут, это поведение многих несознательных граждан.

Богатство нашей природы оборачивается бедой для нас же. У нас психология богатого человека, люди считают, что, раз всего много, можно сорвать и потоптать!

Для того чтобы сохранить нашу природу, надо больше внимания уделять экологическому просвещению, начиная с самого раннего возраста, с детского сада. Можно в школах, например, демонстрировать фильм Олега Белялова “Казахстан – родина тюльпанов”. Мы уже не переплюнем нидерландцев, они на протяжении 500 лет занимаются их разведением. На сегодня наша главная задача – всё это сохранить, больше рассказывать о тюльпанах. Сейчас проводятся ежегодные фестивали, но было бы здорово объявить праздник государственного масштаба – День тюльпана, запустить, например, какой-нибудь флешмоб. Ведь у каждого региона Казахстана есть свой тюльпан. Это наше национальное достояние. Священный долг каждого жителя нашей страны – знать это, гордиться, любить и сохранять!

Алматы