Так грустно за состояние казахстанского джаза мне не было никогда. Послушав, что казахстанцы играли на фестивальных вечерах, а также представляя общую картину, могу со всей ответственностью заявить: джаз в нашей стране застрял на уровне 80–90-х годов прошлого века. Все помнят, как в то время гремел “Бумеранг” Тахира Ибрагимова. Ну и кто сейчас пришел на смену выдающемуся барабанщику, банд-лидеру и пропагандисту джаза, ушедшему из жизни три года назад? После сдувшихся JCS на ум не приходит ни одного местного коллектива, который встал бы в авангарде джазового движения.
Слава Богу, есть представители старшего поколения, которые обеспечивают надежный тыл, не более. Это Яков Хан, всплески активности которого пропорциональны вливаниям меценатов. Еще – Тагир Зарипов со своим фестивалем и джазовой школой, воспитанники которой пока далеки от того, чтобы сказать веское слово в музыке...
А кто еще? Главная джазовая дива Жанна Саттарова давно перестала удивлять, ее младшая сестра Гаухар поет в Steps – коллективе, способном держать нос по ветру и врубающемся в актуальные формы, но, к сожалению, все больше известном по выступлениям в клубах и на корпоративах.
Есть ярчайший казахстанский пианист Виктор Хоменков, который кочует из коллектива в коллектив (JCS, The Magic of Nomads и др.), но так и не может найти постоянного пристанища в достойном проекте, равно как и не может предложить что-то интересное свое. Его собственные или созданные в соавторстве с гитаристом Владимиром Осиповым опусы, регулярно представляемые на джазовом фестивале, вызывают все меньше интереса. Тому подтверждение и сдержанная реакция публики.
Несколько лет, как в Алматы переехал другой замечательный пианист – Гоча Сирадзе, автор собственных композиций, а ныне участник группы “Джаз Сессия”. Но он даже не наш – ташкентский. И, объективно говоря, его уровень и уровень других музыкантов “Джаз Сессии” сильно разнятся – не в пользу последних.
А после выступления во второй день фестиваля группы “Арвана” из, как мы думаем, зашоренного Туркменистана с грустью пришлось констатировать (и не только мне), что нашим на сцене уже делать нечего. Дело даже не в сумасшедшей технике или драйве туркменских джазменов. Композиции, основанные на национальных традициях, они исполнили настолько свежим языком, что оставалось удивляться, а заодно расстраиваться – почему мы так не умеем?
Недавно в Алматы появился проект The Magic of Nomads, который наши меломаны, и я в том числе, стали считать чуть ли не пророком в современной казахстанской музыке. Но когда на каждом выступлении играется одна и та же программа, которая к тому же практически нота в ноту повторяет запись на диске, то встает вопрос: а этот проект куда-то вообще движется? И почему даже на джазовом фестивале, формат которого предполагает импровизацию и свободу музыкальной мысли, нельзя отойти от заученных партий, тем более в группе сидят далеко не студенты?
Музыкальному продюсеру проекта Ренату Гайсину, конечно же, респект за прилагаемые усилия в соединении казахской корневой музыки с современными веяниями. Но, честно говоря, гармонии и ритмические решения, использованные им в аранжировках, попахивают 90-ми годами прошлого века, но никак не XXI веком. Пусть Ренат не джазмен в чистом виде, но ведь даже в формате поп-музыки, где Гайсин чувствует себя уверенно, появилось достаточное количество более современных приемов и ходов, которые могли бы найти отражение в звучании The Magic of Nomads.
Еще одно детище Гайсина – Shukenov & Gaisin Project – объективно самое большое недоразумение программы. Батырхан Шукенов (саксофон) и Ренат (клавишные) решили представить песни из репертуара Батыра в новой интерпретации. Для этого они пригласили авторитетных музыкантов (все того же Хоменкова, басиста Валерия Насибулина и др.), но аранжировки и соло из этих номеров хорошо бы слушались в клубе под салатик, а не на международном фестивале.
Наверняка кого-то заденет этот материал. Но автор этих строк был сам задет в течение фестивальных дней. Не знаю, что еще должно расшевелить алматинских музыкантов и вновь поднять уровень джаза в нашей, как принято говорить, культурной столице. Может, стоит чаще бывать за рубежом, поездить по фестивалям, поиграть с зарубежными исполнителями? А потом вместо нескольких групп с невыразительными программами собрать для алматинского фестиваля одну dream team. И чтобы без халтуры и псевдомейнстрима, который уже давно надо оставить в прошлом веке...
Артем КРЫЛОВ