«Творческий голод, который нельзя утолить»: почему актрисе Бибигуль Актан стало тесно в Казахстане

Заявление казахстанской актрисы Бибигуль Актан о решении переехать в Москву, дабы продолжать свой творческий путь там, вызвало немалый резонанс среди общественности и пользователей соцсетей.

Девушка призналась, что долго не могла решиться на этот шаг. 

«У меня всегда внутри сидело чувство долга, помимо большой любви к родине, своим друзьям и родным, конечно. Я думала, что должна больше уделять времени и сил проектам в Казахстане, учить язык, проводить все свободное время на родине и доказывать, что я достойна! На деле большинство были недовольны: «Язык я недостаточно хорошо знаю, неправильно учу, неправильно произношу и т.д.», − разоткровенничалась Бибигуль.

Актан дала понять, что ее не устраивает уровень ее заработка в Казахстане. По ее словам, актрисам в стране платят сущие копейки, на которые сложно прожить. При этом она отметила, что это касается не всех проектов, были и такие, о которых артистка «вспоминает с трепетом». Но тем не менее девушка решила покинуть страну. 

Стоит отметить, что и сама девушка не ожидала, что ее заявление о решении покинуть Казахстан будет воспринято публикой так остро.

«Не думала, что мой пост о возвращении в Москву вызовет такой резонанс. Конечно, СМИ, как всегда, вырвали из контекста то, что им было нужно, и преподнесли под своим соусом. Ну и ради Бога! Я ничего плохого не написала. И да, я действительно зарабатывала сущие копейки. Хочу все прояснить. Мне писали, что Россия не станет для меня вторым домом, но я здесь живу с самого раннего детства, ещё в начале 90-х мы с родителями переехали, у меня всегда было российское гражданство. Живу здесь с года и до 17 лет не уезжала никуда, детство и юношество провела в Москве, тут и закладывался мой менталитет», - заявила Бибигуль Актан.

Но что заставляет молодых и перспективных отечественных актеров покидать Казахстан и реализовывать себя как творческую единицу за рубежом? Какие проблемы переживает сегодняшний казахстанский кинематограф? Слабая актерская и режиссерская школы, неудачный выбор жанров и направленность отечественных кинокартин? Коррумпированность в сфере и мизерные зарплаты? Или же все вместе?

Чтобы разобраться в этих вопросах более подробно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с кастинг-директором и сооснователем единой базы актеров etalents.pro Надин Цой.

Стоит отметить, что Надин подбирала актеров для достаточно крупных и знаковых проектов, а к лету прошлого года на ее базе было собрано портфолио более 1,6 тысячи талантов.

- Надин, для начала расскажите о себе, о своей профессии и проектах за вашими плечами.

- Я начинала работать в качестве кастинг-директора и продолжаю развивать эту нишу в казахстанском кинематографе. Работаю с 2012 года в кино, за плечами у меня крупные международные проекты – фильмы. В основном это полнометражные художественные картины. Казахстан - Франция – это «Голос степей», Казахстан - Германия – это фильм «Нартай».

Также я много работала на совместных проектах с Россией. Кроме того, я подбираю актеров, когда московские коллеги нуждаются в казахстанских лицах. Например, это фильм «Тобол» Игоря Зайцева и многие другие. Также я работала в рекламе, в крупных проектах. Например, рекламные ролики для лондонской компании «General Electrics» и авиалинии «Siberian Airlines». Также я подбирала актеров для музыкальных клипов. К примеру, работала с лондонским соул-исполнителем Rag’n’Bone man, когда он снимал клип здесь, в Казахстане. Были и государственные проекты: Универсиада, социальные ролики для продвижения. Конечно, душа моя лежит всегда к кинематографу, кино – это как высшая степень искусства, это вечность. Поэтому мне нравится работать на кинокартинах.

- Etalents.pro – это ваш проект?

- Эта платформа для актеров. Я выступила идейным вдохновителем на этом проекте и сейчас являюсь креативным директором. Идея пришла мне и одному очень крупному продюсеру, и мы решили сделать эту платформу, потому что считаем, что мы вступаем в цифровой век. Мы в любом случае придем к тому, что каждый кастинг-директор будет пользоваться такими порталами, хабами, где хранится информация по всем актерам, по всем кинодеятелям. Это удобно. Тем более что наш кинорынок не такой огромный. Сейчас мы эту платформу активно развиваем.

- Сложно ли построить актерскую карьеру в Казахстане? Если да, то почему?

- Наоборот, в Казахстане не так сложно построить актерскую карьеру, нежели в других странах. У нас люди очень природного типа, они сами по себе органичные и интересные, фактурные. Поэтому у человека, который решит, например, прийти и сниматься в кино, есть возможности для этого. Есть соцсети, где можно вступить в группы по набору актеров. Иногда кастинг-директора сами находят человека по параметрам. Конечно, это на начальных этапах, если человек хочет просто попробовать себя в кинематографе. У многих есть такая мечта. А если человек уже давно понял, что он хочет быть актером и хочет исполнять главные роли, интересные, глубокие, то тогда, конечно, желательно ему отучиться на актерском.

Есть очень хорошие школы в Москве. Много театральных и актерских университетов, где дают очень хорошее образование. Если у человека нет времени, допустим, тратить четыре года, он может взять интенсивные курсы. К примеру, это Нью-Йоркская академия кино. Но самое главное в человеке – это его талант и желание. То есть талант – это обязательно. Талантливый человек в кино очень ценится.

- Хотелось бы отдельно поговорить об отечественной актрисе Бибигуль Актан, чье заявление о переезде в Россию наделало много шума…

- Бибигуль – замечательная актриса, большая умница, и она действительно из тех актрис, которые развивают свои навыки. К тому же я достаточно давно ее знаю и слежу за ее творческим путем.

Можно сказать, что она изначально была очень талантливой девочкой. Чуть ли не со школьной скамьи, с подросткового возраста она уже занималась в театральных студиях. Ее талант отмечали еще тогда. Она пробивалась в Москве, потом вернулась в Алматы и все равно не успокоилась. Занималась боевыми искусствами, замечательно владеет своим телом, у нее безумно крутые навыки верховой езды... Она в целом как актриса хороша. И я понимаю, что ей стало достаточно тесно в Казахстане.

- Почему талантливые и перспективные актеры уезжают за рубеж? Каковы главные причины: слабая актерская и режиссерская школы, неперспективный выбор жанров и направленности отечественного кино?

- Даже если взять случай с Бибигуль, когда актриса сама переросла наш кинематограф, который сейчас находится на, так сказать, стадии развивающегося ребенка... Думаю, что, конечно, у актера есть творческий голод, и он не всегда утоляется нашим кинорынком. То есть нет ролей более глубоких, интересных, а актера приглашают на одни и те же роли, потому что самих проектов не так много. Потом из тех проектов, которые у нас есть, многие не отвечают какому-то художественному замыслу или просто сами по себе не такие интересные для актера. И вот этот творческий актерский голод побуждает актеров открывать для себя новые границы, уезжать, чтобы утолить его. Я думаю, зачастую, так и происходит.

- Выделяются ли средства на интересные кино-проекты?

- Да. Тот же фильм «Паралимпиец», где я сейчас работаю. Для меня он достаточно интересный. Я прочитала сценарий, и мне он очень понравился. По правде говоря, бюджет картины не такой уж и большой, но он действительно положен на то, чтобы снять кино. 

- Каким образом можно повернуть казахстанское кино в успешное русло? Какие советы вы можете дать молодым, начинающим актерам?

- Думаю, что все идет своим ходом в казахстанском кинематографе. Мы проходим все стадии становления, поэтому нужно просто продолжать развиваться. А что-то советовать касательно этой темы, считаю, я не вправе. Что же насчет актеров, то обязательно нужно самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, поднимать свои навыки и стараться по максимуму раскрыться. Заявлять о себе, оставлять анкеты, регистрироваться на специализированных сайтах. Но опять же, делать это нужно корректно, не навязчиво. Потому что одной из основных проблем у желающих стать актером является чрезмерная навязчивость, - резюмировала Надин.