Творческие “хулиганы”

Серые будни, офисная скука – каждый день словно отпечатан на ксероксе, и так порой не хватает адреналина и ярких красок. Хочется вырваться из плена обязанностей и правил и просто нарисовать свою мечту. Так и делают любители граффити. С виду обычные люди, по ночам они превращаются в творческих хулиганов. С баллончиками в руках они отправляются на улицы города. За такое творческое хулиганство им может грозить штраф и даже арест на трое суток. Впрочем, это лишь подстегивает их на новые приключения. Мы узнали, что же на самом деле хотят донести до нас райтеры и граффисты.

Наш собеседник Сергей КИМ занимается граффити уже более 10 лет:

– Я приехал из маленького городка Уштобе и в Алматы впервые увидел творчество на стенах. Я увлекся не на шутку, понял, что это мое. Незаметно из обычного хобби это превратилось в работу, я стал получать заказы. Кто-то хочет девушку свою поздравить, красиво написать на заборе признание в любви. Кто-то хочет закрыть некрасивые стены. Например, частенько к нам обращаются станции технического обслуживания, автомойки и даже рестораны.

Сегодня только в Алматы насчитывается более 50 человек, которые занимаются этим профессионально. Есть даже специальная тусовка, своего рода клуб, где собирается молодежь. Организаторы сняли помещение в аренду, дают там уроки граффити, чтобы подзаработать, приво­зят краску из России на продажу и выполняют заказы.

– Сейчас существует огромное количество стилей граффити, – говорит Сергей, – Wild style, 3D и другие. Кто-то 10 лет пишет свое имя, это райтеры. Кто-то любит портреты – лица. Используют смешанную технику: баллончики и акрил.

Сергей, как и многие другие любители граффити, не художник по образованию:

– Я – медик, но всегда любил рисовать. В граффити много таких, как я. В нашей команде есть и программисты, и инженеры, а вот художники и дизайнеры – в меньшинстве.

На самом деле граффити – это недешевое удовольствие, рассказывают ребята из клуба.  В среднем один баллончик краски стоит примерно 1300 тенге, чтобы создать полноцветный рисунок используют около 30 баллонов. Поэтому создание одного полноцветного рисунка может обойтись около 20 тысяч тенге:

– Среди любителей граффити в основном парни. Для девчонок такое занятие просто физически будет сложным. Представьте себе, нужно нести тяжеленный мешок с баллончиками, каждый весом по полкило, а их более двадцати штук плюс ведро с эмульсией, валики!

Рисовать иногда приходится в опасных условиях, на высоте, балансируя, это не так легко, как кажется… Особенно если делаешь это нелегально.

– Сегодня уровень граффити достиг таких высот, что его можно вполне считать искусством, таким же, как живопись, – убежден Сергей.

Но где найти “холст” для выражения своего творчества? У райтеров есть определенные места, где они выплескивают все свои идеи: это заброшенные гаражи, стройки. Но рисовать где душе угодно – незаконно. И тут любители граффити делятся на два лагеря – на “легальных” и “нелегальных” художников.

– Обычно мы узнаем, что за место, нагло прийти и нарисовать – это значит нарушить закон. Мы это делали, когда были молодыми, – делится Сергей. – Но сейчас уже не хулиганим, хотя таких парней много. Ребята разрисовывают стены домов, автобусов, трамваев, дорисовывают баннеры. Мы называем их “бомберами”.

Перекраска одного трамвая или вагона обходится в 4 тысячи долларов, так что если поймают, то это дорого будет стоить. Несмотря на это, “бомберы” продолжают “хулиганить”. Ведь это экстрим. Ночью пробираются они к объекту с фонариками, обходя охранников и избегая случайных прохожих, и приступают к творчеству:

– Это особый способ получить адреналин, дело рискованное. Если разрисовываешь что-то нелегально, всегда нужно быть готовым бежать и прыгать через заборы со всеми своими красками…

Но существует среди парней некий кодекс, согласно ему райтеры не трогают памятники или объекты культуры, памятники архитектуры:

– Это абсолютно неприемлемо – взять и нарисовать что-нибудь на том же памятнике Абаю или Жамбылу. Мы не вандалы.  

За границей излюбленным местом райтеров является метро, его стены – как художественная галерея. Здесь всегда полно зрителей, поэтому граффисты идут на любой риск, чтобы оставить свой след.

Самым разрисованным метро в мире считается нью-йоркская подземка. Здесь разрисовано 95 процентов вагонов. Нередко случаются набеги и на Московский метрополитен. Не постигнет ли та же участь Алматинское метро? Об этом мы спросили у последователей движения:

– Мы говорили на эту тему не раз. Действительно, метро – это один из самых привлекательных объектов. Но все-таки мы призываем ребят не писать там на стенах. Метро новое, каждая станция выполнена в определенном стиле и несет свою идею. Если честно, там рука не поднимается у меня что-либо дописать. Как-никак мы ждали метро 30 лет! Другое дело – старые станции метро в других странах, где хочется закрыть унылые стены ярким рисунком, чтобы создать хорошее настроение.

В США в 1970–80-е годы граффити носило свою особую смысловую окраску, тогда это был вызов властям, стремление показать, что они не контролируют ситуацию. В других странах нередко любители граффити получают даже определенные заказы, на стенах появляются надписи, которые обращаются к обществу с определенными лозунгами. В Казахстане, как заверили нас представители этого движения, граффити – это лишь способ показать свое творчество, это искусство без всяких идеологий:

– Это азарт, ты начинаешь рисовать и не можешь остановиться. Наверное, люди просто хотят вызвать интерес в обществе к своей персоне, получить долю внимания. Нам не нужна политика, мы не выполняем никаких заказов, не жаждем менять общественное мнение. Мечта – просто нарисовать любимый сюжет на огромной стене многоэтажного дома. Но власти города на это не идут, хотя мы обращались с просьбой выделить какие-нибудь объекты. Для нас была счастливая пора, когда разрисовывали заброшенные недостроенные здания, после того как лопнул строительный пузырь и в Алматы остановились стройки.

В последнее же время найти пустые никому не нужные стены в мегаполисе все сложнее. А значит, нелегальных художников будет все больше. Возможно, если бы райтеры и любители граффити могли открыто показать свое творчество, им не пришлось бы хулиганить, разрисовывая стены. Но в Казахстане все это пока остается “мелким творческим хулиганством”. Хотя во всем мире проходят выставки, соревнования. И граффити уже давно стало видом урбанистического искусства.

В Казахстане любители граффити создали свой особый стиль. Первые граффисты, начавшие рисовать в национальном стиле, –  Куаныш и Рафхат. В своих работах они использовали казахские узоры, другие национальные элементы и все это передавали в 3D-рисунках на стенах зданий.

Первая надпись граффити, которая вошла в историю, появилась в Манхэттене в 1970 году: Taki-183. Ее автором был 16-летний грек. Надпись – незамысловатая, сокращенное имя да номер улицы, где жил подросток, но наделала много шума. Сначала парень оставлял “автографы” на грузовиках с мороженым, но позднее, когда Таки стал работать курьером и разво­зить косметику в дорогие районы, его теги заполонили весь город, и он попал на страницы газеты New York Times. С этого события и началось движение граффити. Тысячи подростков стали расписывать города своими именами.