О том, что электричество нужно беречь, мы мало задумываемся. А вся суть политики энергосбережения выражена в набившей оскомину фразе: “Уходя, гасите свет!”. Ибо электричество, во-первых, ресурс пока дешевый. А во-вторых, как многим кажется, практически бесконечный. Видимо, потому, что “в розетке” за редкими отключениями оно все еще не кончается.
Руководствовалось ли наше правительство этой житейской логикой или политику страны в этой отрасли определяли другие соображения, но сегодня перед Казахстаном возникла очень реальная и осязаемая угроза энергетического кризиса.
По оценкам специалистов, существующие сегодня в стране электростанции могут выдать на-гора около 80 миллиардов киловатт-часов. При этом, по прогнозам Министерства энергетики и минеральных ресурсов, уже в следующем году потребление в Казахстане составит 87,9 миллиарда киловатт-часов.
К 2015 году заводы, фабрики, больницы, квартиры и дома страны “попросят” уже 124,5 миллиарда киловатт-часов.
Самая критическая ситуация складывается в крупнейшем городе республики Алматы и Алматинской области. Потребление здесь значительно превышает собственное производство. Причем аппетиты мегаполиса и области ежегодно растут на 8–10 процентов.
Минэнерго тем не менее уверенно отрапортовало о том, что к 2015 году вполне можно выйти на уровень 120 миллиардов киловатт-часов. Ценою 21 миллиарда долларов инвестиций, остро необходимых энергетике Казахстана.
Правда, неясно, кто выделит эту сумму, почти равную бюджету страны на текущий год.
Вчера деньги – завтра киловатты
Как говорят специалисты, эти средства надо было осваивать уже… вчера. Сегодня – поздно.
Алматы, например, начнет задыхаться от недостатка электроэнергии уже в следующем году. А на строительство электростанции или теплоэлектроцентрали требуется три-пять лет. То есть начинать нужно было несколько лет назад. И что делать? Проводить веерные отключения? В таких условиях проведение эффективной энергосберегающей политики – вопрос уже не просто экономической целесообразности, а – буквально! – выживания. Вопрос не просто назрел, он перезрел.
– Энергоемкость внутреннего валового продукта в Казахстане в три-четыре раза превышает соответствующий показатель развитых стран, – говорит президент Союза инженеров-энергетиков доктор технических наук Герман Трофимов. – Другими словами, энергетические затраты на производство одного и того же товара в Казахстане и в индустриально развитой стране различаются в три-четыре раза.
При этом до двух третей потребляемой в Казахстане энергии… теряется в процессе ее использования. Спасает от разорения отечественного производителя только баснословно низкая цена на электроэнергию.
Впрочем, как и обычного гражданина-потребителя.
Куда ушли капиталы?
Правда, спасать нас от более конкурентоспособных производителей низкими тарифами энергетики намерены не очень долго.
Все то же Министерство энергетики объявило о том, что электрические и тепловые сети изношены, по разным оценкам, на 60–70 процентов. Восстановление требует времени и колоссальных затрат. А так как энергетические предприятия находятся в частных руках, собственники, следуя капиталистической логике, не будут ждать милости от государства.
Можно, конечно, спросить у правительства, почему случилось так, что предприятия стратегической отрасли оказались в руках зарубежных инвесторов? Куда ушли амортизационные отчисления энергетических предприятий – те средства, которые откладывались в советское еще время на обновление мощностей? Почему инвесторы не выполнили своих обещаний – не вложили средства в модернизацию производства?
Только официальные органы на такие вопросы отвечают весьма уклончиво. Если вообще отвечают.
Меньше потребляешь – больше получаешь!
– В свое время в журнале “Америка” я прочитал удивительную тогда для меня вещь: некий американский потребитель купил энергосберегающий холодильник, и энергетическая компания компенсировала ему часть затрат! Я долго не мог взять в толк – как так, компания платит ему за то, что он будет потреблять меньше энергии, то есть покупать меньше ее товара?! – рассказывает Герман Трофимов. – Абсурд? На самом деле действия компании, конечно же, вполне продуманы. Потребление электроэнергии все равно будет расти, но не такими темпами, которые превысят ее технические возможности.
Правда, в Казахстане “премии”, скорее всего, возьмут из кармана потребителя. Чтобы окупить внедрение энергосберегающих технологий, энергетикам придется включить эти затраты в тариф.
– Будет ли потребитель использовать энергосберегающие технологии – это его выбор, государство и энергетики могут разве что его подталкивать в этом направлении – дифференцированными тарифами, пропагандой, нормативными документами, налоговыми льготами, стимулирующими мероприятиями, – объясняет президент Союза инженеров-энергетиков. – Что же касается производства, тот тут внедрение энергосберегающих технологий необходимо. Чтобы энергетики смогли возместить свои затраты на перевооружение, надо будет утвердить в Агентстве по регулированию естественных монополий среднесрочный тариф.
Самая большая ценность
Сегодня даже у специалистов-энергетиков не на все вопросы есть однозначные ответы. Какие технологии стоит внедрять, какие устанавливать тарифы, сколько на это отпускать средств, когда все это окупится? Нужны длительные исследовательские работы – а на это уже нет времени.
Тем более перед страной стоит еще одна насущная задача – модернизация уже имеющегося энергетического оборудования. Если ее не выполнить, в квартирах и на заводах не будет электричества, в батареях замерзнет вода, страна откатится в каменный век.
Знаменитый фантаст Клиффорд Саймак как-то предсказал, что валютой будущего станет киловатт-час. Люди начнут ценить энергию так же, как когда-то ценили золото. Вполне возможно, это предвидение талантливого писателя станет явью.
По крайней мере для нашей страны...
Считаем калории!
Особо рачительные хозяйственники проводят в своих организациях энергоаудит – оценку потребления энергии на предприятии и анализ возможностей по более эффективному ее использованию. Аудиторы проверяют системы отопления, вентиляции, освещения и горячего водоснабжения, изучают особенности конструкции зданий, режим использования тепла и электричества. После чего указывают пути снижения энергопотерь. Сегодня считают калории не только для того, чтобы похудеть. Ведь если есть правила потребления еды – диета, должны быть и правила потребления энергии.
Филипп ПРОКУДИН, Руслан Пряников (фото)