Первая программа по туризму в области была создана на рубеже “нулевых”. В акимате расписали все опорные точки: дороги, инфраструктуру, базы отдыха, санатории, маршруты… В “фишках” оказались Бухтарминское водохранилище как основная зона отдыха для восточноказахстанцев и соседей-россиян и таежный Катон-Карагайский район – для зарубежных любителей экологических туров. Позднее этот документ не раз повторился в разных вариациях – в виде научных заключений, областных стратегий, республиканских проектов… Минувшей зимой, например, в правительстве презентовали некий кластер “Мир чудес природы”. На его разработку из бюджета ушло 200 миллионов тенге. В итоге, как сообщили в пресс-службе бывшего Министерства индустрии и новых технологий, основными туристскими продуктами Восточного Казахстана определены “активный и приключенческий туризм, отдых в горах и на озерах”. Называется, открыли Америку! Какая нужда была тратить космическую сумму на то, что и так очевидно?
О неэффективности кабинетных программ красноречиво говорят цифры. По данным департамента статистики, за последние 6 лет доля въездного туризма сократилась с 17 процентов до 5. При этом большинство приезжих – это бомонд из Астаны и Алматы, решивший поднабраться сил в пантолечебницах Катон-Карагайского района. “Белые воротнички” готовы платить в сутки от 300 долларов и больше, лишь бы получить пантопроцедуры. Но можно ли назвать такой дорогостоящий отдых массовым? Станет он, как надеются чиновники, точкой роста местной экономики?
– Есть возможность разводить скот, но закупочная цена мяса – 500 тенге, это вдвое ниже, чем рядом с областным центром, – высказал возмущение фермер Николай ВАСИЛОВ. – Никто по дешевке не хочет отдавать. Молодежь не видит перспектив, уезжает в город. Регион спасать надо. На правом берегу Бухтармы столько сел исчезло! Печи, Коробиха, Аксу были крупнейшими селами, сейчас обезлюдели. В Фыкалке, Черемошке сейчас никого. Загибаются Ульяновка, Новополяковка, на грани исчезновения Александровка, Андреевка. Даже в благополучной Малонарымке из 300 дворов в середине 90-х годов сегодня осталось 230. Село держится благодаря большому крестьянскому хозяйству, там достаточно 40 работников, но держат 140 – лишь бы люди не убегали.
За последние полтора десятка лет население Катон-Карагайского района (объединившего территории двух районов) сократилось примерно на две трети – с 60 тысяч до 26. И, несмотря на мантры бумажных программ и кластеров, ситуация только усугубляется.
Сейчас у чиновников Восточного Казахстана новая “фишка” – проект по развитию сельского туризма “Золотой Алтай – богатство для развития региона”. В управлении туризма и внешних связей его назвали “инновационным способом социально-экономического развития и повышения уровня жизни в отдаленных деревнях”. Хотя на деле ничего нового нет, сельский туризм давно практикуют во всем мире.
– С просьбой организовать гостевой туризм обратились хозяева пантолечебниц, – говорит представитель проекта Евгений ЮРЧЕНКОВ. – Летом в пиковое время не хватает мест для размещения, но строить новые дома нецелесообразно – 9 месяцев в году они пустуют. Можно использовать европейскую идею сельского туризма, усилить ее производством сувениров. В районе есть две великолепных умелицы: одна войлочница, другая сохранила узоры предков. Мы хотим их привлечь к обучению двадцати женщин. Они обе из Енбека – села, которое считается депрессивным. С помощью проекта его можно вытащить, надо только заинтересовать людей.
По словам собеседника, в нашем законодательстве нет понятия гостевого дома. А нет статуса – нет возможности получить на его строительство кредит. На соседней с Енбеком пасеке глава крестьянского хозяйства Вера КЛИМОВА пробует возвести гостевой комплекс за счет собственных средств. Получается с трудом:
– Нижняя цена за куб древесины – 25 тысяч тенге, хотя в Риддере или Зыряновске лесоматериал вдвое дешевле. Катон-Карагай – это территория Национального природного парка, сам особый статус подстегивает цены. А покупать за пределами района нет смысла – расстояния такие, что провоз обойдется дороже.
К слову, о дорогах. Достаточно заглянуть на местный форум, чтобы почувствовать накал эмоций водителей. Трасса Усть-Каменогорск – Риддер (по проекту – один из центров сельского туризма) – кошмар для внедорожников, не говоря об обычных авто. И ямочный ремонт не спасает. Трасса Усть-Каменогорск – Зыряновск (часть маршрута в Катон-Карагайский район) – не меньший ужас. Аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ который год обещает реконструкцию самого сложного участка – Осиновского перевала. Но до дела так и не дошло, дорога все больше разрушается.
По данным департамента статистики, на сегодня львиная доля в общем объеме туристических услуг в регионе приходится на внутренний туризм – 94 процента. Иными словами, большинство жителей Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Зыряновска, Шемонаихи выбирают на время летних отпусков Бухтарминское водохранилище и Алаколь. Стоимость путевки на здешних базах отдыха – от 5–6 тысяч тенге в сутки. Уровень сервиса – коттедж с койко-местами, плитой и холодильником. Отдыхающие везут с собой все – от постельного белья до запаса продуктов. Каким образом такой туризм может помочь развитию района?
Усть-Каменогорск