На этой неделе наконец была улажена проблема полетов туристических чартеров из Казахстана в Турцию. На совещании с участием представителей Министерства индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, экономики и бюджетного планирования, финансов, юстиции, Генеральной прокураторы, КНБ и Казахстанской туристской ассоциации (КТА) было решено, что Минтранском пока будет выдавать разрешения иностранным авиакомпаниям на чартерные перевозки.
Окончательное решение, разрешать иностранным авиакомпаниям летать чартерными рейсами из Казахстана или нет, будет принято позже. Когда это произойдет, и произойдет ли вообще, пока неизвестно. Но есть проблемы. Решать которые нужно уже сейчас.
– Сколько казахстанских туристов пострадали от внезапного банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines и нежелания оператора Qualitum Tours выполнять обязательства по авиабилетам и турпакетам, пока неизвестно. Но первая сумма общего ущерба турбизнеса уже известна – почти 14 миллионов долларов, – рассказала “Каравану” директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА. – Потеряли деньги туристы, не сумевшие вылететь, пропала их бронь за гостиницы. Теперь стоит вопрос: кто за это все будет платить?
КТА провела “круглый стол” с представителями страховых компаний, на котором было предложено признать это событие страховым случаем. Но большая часть страховых компаний не проявила желания помогать ни своим соотечественникам, ни туристическим компаниям. Они просто заявили: мол, это не страховой случай и компенсации не подлежит.
Вообще-то государство особо оговорило ответственность именно туристического агента в безопасности и нормальном проведении путешествия туриста сразу в двух законах: “О туристской деятельности в РК” и “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента”. И законы четко определяют, что такое гражданско-правовая ответственность туроператора и турагента: обязанность возместить вред, причиненный туристам при оказании туристских услуг. Неоказание услуг или невозможность их оказания также являются вредом, который должен оплачиваться.
– В чем состоит проблема? Туроператор заключил договор с авиакомпанией еще в конце 2012 года. По этому договору он положил на счет авиакомпании депозит. На базе этого договора оператор формирует турпродукт – собственно поездку туриста, куда включаются проживание в гостинице, трансферты и прочие расходы по обслуживанию туриста. И такой готовый продукт продает туристическим агентствам, а уже у них его покупают туристы. Естественно, все деньги сразу же перечисляются в Турцию. И получается, что у самого агентства, которое продало туристу его путешествие, денег уже нет, – пояснила Р. Шайкенова.
– К счастью, большая часть турфирм правильно поняли проблему и сделали все, чтобы не испортить отдых своим клиентам: покупали вторые билеты, бронировали места в гостиницах, – рассказала руководитель ассоциации.
Туризм – это бизнес, основанный на доверии. И имидж – главный капитал любой туристической компании. Люди хотят получать за свои заработанные деньги удовольствие, а не проблемы. Поэтому многие владельцы туркомпаний вкладывали свои деньги, чтобы их клиенты смогли все-таки выехать на отдых. Верили, что в будущем это им вернется сторицей. Главное сейчас – не потерять свое лицо, а уже потом разбираться, был ли страховой случай или это форс-мажор и кто должен платить.
Справедливости ради, надо сказать, что не все страховые компании отвернулись от своих клиентов. Более ответственные страховщики все же признали этот случай страховым и выплатили страховую компенсацию, что позволило многим турагентам и операторам спокойно пройти через это испытание.
Меньше повезло тем людям, которые отдали за поездку свои деньги, но так и не смогли даже подержать в руках билет на самолет. В “Караван” обратился один из таких туристов. Купив тур в Анталью, он так и не вылетел в Турцию, попав в самый разгар туристического кризиса. Директор агентства сначала обещал своим клиентам, что все проблемы разрешит, а потом сам срочно вылетел в командировку в Турцию.
Пострадавший турист уже обращался за помощью в КТА, с жалобой в прокуратуру. Пока ничего не помогло.
Потеряв надежду на поездку и отдых, он решил вернуть хотя бы деньги. Узнал, что поездка полным пакетом была застрахована в Нефтяной страховой компании. Но компания, по его словам, заявила, что этот случай не является страховым.
– Сейчас мы работаем над разрешением этой проблемы, – пояснила Р. Шайкенова. – КТА провела две встречи со страховыми компаниями в Астане и Алматы. В Алматы часть компаний признала, что этот случай является страховым и они будут выплачивать компенсации пострадавшим. Другая часть отказалась признавать страховой случай. Сейчас мы готовим разъяснение о том, каким должно быть правильное прочтение статей Закона “О туристской деятельности”.
Похоже, всем участникам рынка следует извлечь уроки из “турецкого кризиса” – так, чтобы максимально защитить туристов от возможных потерь. И не загубить бизнес, в котором заняты тысячи казахстанцев.