Казахстанский бизнес, следуя веяниям времени и требованиям рынка, также обратил - таки внимание на это современное явление. Многие компании завели свои страницы, группы и «аккаунты», на рынке труда появилась новая модная специальность - SMM менеджер.
В общем, тренд понятен, важность – тоже, перспективы кажутся безграничными, но все ли наши предприниматели обратили свой взгляд на социальные сети? Используют ли их в своей деятельности туристические компании Казахстана?
Чтобы выяснить это, аналитики компании Abacus International, ведущего в Азиатско-Тихоокеанском регионе поставщика решений и услуг индустрии туризма, в начале апреля текущего года погрузились в безграничный мир “Facebook” и “VKontakte”, наиболее популярные сети среди интернет-пользователей Казахстана. Следует сразу отметить, что в список исследуемых были включены не все, а лишь 83 туристических компании, работающие на отечественном рынке, 69 из которых являются членами Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA).
Проведенный анализ обрисовал следующую картину: большинство туристических компаний не уделяют пристального внимания социальным сетям, не пользуются их преимуществами и плюсами. 30 компаний из 83 не имеют в социальных сетях ни страниц, ни групп, ни персональных «аккаунтов». Надо полагать, что разницу между страницей, персональным «аккаунтом» и группой пользователи Интернета уже давно чётко улавливают.
Так вот, c чем это связано? Ответ на этот вопрос, можно получить лишь у представителей нашей туристической бизнес-сферы. Мы же представляем вашему вниманию только общую картину и не более. И целью данного анализа не является реклама или антиреклама каких-либо туристических компаний.
Туристические компании в «Vkontakte»
В социальной сети «Vkontakte» из 83-ти проанализированных компаний 43 имеют свои страницы, «персональные аккаунты» или группы, из которых 3 имеют и то, и другое, и даже третье. Из этих 43 компаний, только 9 регулярно (ежедневно, через день, раз в 3 -7 дней) размещают различную информацию для своих читателей и подписчиков. Это компании: «Отрар Тревел», «Caspian Travel Company», “Business & Sport Travel” ,“Bohemia Travel”, «Premium Travel», «Transavia travel», “Travel System”, “Nuka Travel” и “Marina Travel”.
Страницы, группы и аккаунты остальных компаний трудно назвать активными. Ведь согласитесь, трудно считать активной страницу, на которой какое-либо движение происходит, в лучшем случае, 1 раз в 10-15 дней.
Что касается кол-ва подписчиков/ друзей…Из тех агентств, которые имеют страницы (а их не так уж и много – 13 из 43), безусловным лидером является «International Travel Plus» - 129 подписчиков. И если до нового года на странице этого агентства можно было регулярно наблюдать интересную для читателей информацию, то в этом году её количество значительно сократилось. На втором месте компания “ Gulnar Tour” - 104 подписчика. Правда, каких-либо «постов», сообщений на ней до сих пор не было.
Третью строчку заслуженно занимает «Business & Sport Travel» - 98 подписчиков. На странице примерно раз в неделю появляются новости о предлагаемых маршрутах и направлениях
Среди агентств, имеющих «персональные аккаунты» (их 26 всего), лидером по кол-ву друзей является «Bohemia Travel». С компанией дружат 3615 человек. Администратор «аккаунта» 3-4 раза в неделю выкладывает фотографии достопримечательностей, пейзажи различных уголков планеты, информацию об отелях, направлениях и турах.
На второй и третьей строчках расположились «AMID» и «Voyage Travel» - 1725 и 1247 друзей, соответственно. Примерно раз в 10-15 дней на стенах данных «аккаунтов» можно увидеть информацию о предлагаемых турах.
О группах много писать смысла нет: из 25 групп, 19 не проявляют особой активности. Можно лишь выделить «Premium Travel», «Nuka Travel», «Caspian Travel Company», “Travel System” и «Bohemia Travel», которые практически ежедневно размещают информацию о турах, отелях, достопримечательностях и т.д.
Резюме:
Большинство исследуемых казахстанские туристических агентств, возможно, не видит смысла продвигать свои услуги, привлекать новых и удерживать текущих клиентов с помощью социальной сети «Vkontakte». Хорошо это или плохо, правильно или нет – не нам судить, поскольку предприниматели сами определяют стратегию развития своего бизнеса.
Хотелось бы также сказать несколько слов о содержании публикуемых материалов на своих страницах и аккаунтах. Как правило, компании размещают информацию о предложениях, «горящих» турах, можно много увидеть рекламы отелей по всему миру, авиаперевозчиков и т.д. Оживленного диалога компании с клиентом в сети практически нет.
Туристические компании в «Facebook»
Отношение казахстанских туристических компаний к этой популярной социальной сети такое же, как и к «VKontakte». Только 40 компаний из 83 имеют свои персональные аккаунты, страницы или группы. В свою очередь, из этих 40 только 9, можно сказать, ежедневно/раз в неделю что-либо «постят» – среди них уже знакомые нам «Premium Travel», «Отрар Тревел», «Caspian Travel Company», “Business & Sport Travel”, «International Travel Plus», “Nuka Travel”, а также «Tem Tour», «Travel System» и “Kaz Tour”. Оставшиеся компании не часто обновляют свою информацию – в лучшем случае 1 раз в 10-15 дней.
Что касается кол-ва подписчиков, друзей и так называемых «лайков».
Из 27 агентств, имеющих страницы, бесспорным лидером по количеству «лайков» является «Travel System» – 6732 «лайков». И надо признать, что страница – очень интересная и активная. Кроме информации о предлагаемых турах, администратор размещает немало увлекательных фактов и охотно вступает в диалог с посетителями страницы.
На втором месте находится «Marina Travel» - 3908 «лайков». Особой активности на странице в последнее время, к сожалению, нет.
«Kaz Tour» расположилась на 3 месте с 3716 «лайками». Ежедневно, кроме привычных предложений для отдыха, компания размещает интересные факты о городах, странах и достопримечательностях со всего мира.
Из агентств, имеющих открытые «персональные аккаунты» (их 17 всего), лидером по кол-ву друзей является «Tez Tour». С компанией дружат 1231 человек. В этом году компания своих читателей «постами» не балует.
Второе и третье места занимают «Нурай и Ко» и «Karlygash Tourism» с 1085 и 665 друзьями, соответственно. Информация на стенах данных «аккаунтов» обновляется не часто.
О группах можно сказать лишь то, что их всего 6 и активностью они не отличаются.
Резюме:
Как и в ситуации с «VKontakte», большинство проанализированных игроков туристического бизнеса страны, вероятно, пока не считают «Facebook» эффективным инструментом привлечения или удержания клиентов. Хотя, вполне может быть, что существующие сегодня в арсенале предпринимателей каналы продаж их устраивают и полностью соответствуют стратегиям, планам развития этих компаний.
Содержание публикуемых материалов на своих страницах и аккаунтах ничем не отличается от информации в сети «VKontakte». Как правило, это информация о предложениях, «горящих» турах, реклама отелей и авиаперевозчиков. Лишний раз «креативить» в этом направлении администраторы большинства страниц, судя по-всему, не желают, а может просто не считают целесообразным.
Аналитический департамент компании Abacus International