Турецкое золото с поддельным российским клеймом: Казахстан стал лидером рынка по продаже украшений, "похожих на золотые"

Просто сползла с шеи, извиваясь, будто змея, и со стуком упала на пол. Изделие, надо сказать, весьма солидное, граммов так на 15, а может, и на все 20. Приятель поднял его и протянул мне. В том месте, где звено перетерлось, я увидел что-то черное. В общем, поехали мы к ювелиру. Тот, присмотревшись, заявил, что каждый элемент украшения полый и в него для веса залита обычная смола. Знакомый мой сильно удивился и расстроился, ведь злополучную цепочку он приобрел в очень известном ювелирном салоне Алматы.

Этот случай вызвал у меня острый приступ любопытства, я задался целью выяснить, как сегодня обстоят дела на рынке ювелирных изделий. И обратился с этим вопросом к заместителю председателя Лиги ювелиров Казахстана Светлане ЧУСОВИТИНОЙ.

Закон принят, но толку мало

– Правда ли, что у нас с момента развала СССР образовался самый большой теневой рынок среди всех стран ЕАЭС по продаже изделий из золота, серебра и драгоценных камней?

– Да, это так.

– С чем это связано?

– С тем, что Закон об обязательном пробировании изделий из драгоценных металлов в нашей республике приняли только в 2016 году. Но ни один ювелир не принимал участия в его разработке! Поэтому он не учитывает очень многих проблем, которые остались за кадром. Например, наплыва контрабанды.

Она попадает к нам из Турции, России, Кыргызстана, а теперь еще и из Армении. Причем из РФ идет то же турецкое золото, просто на него ставят российские поддельные клейма. Недавно председатель совета Лиги ювелиров РК Кайсар ЖУМАГАЛИЕВ сказал, что сегодня мы являемся самой большой страной, где продают украшения, лишь похожие на золотые! По его словам, вся эта контрабанда ввозится к нам, а потом оказывается в других государствах ЕАЭС. Причем бывает так, что цена изделия импортного завода-изготовителя, допустим, 17 тысяч тенге за грамм и выше, а в Казахстане его продают по 12 тысяч.

– В чем подвох?

– Обычная обналичка. То есть товар был приобретен владельцем давно и по более низкой цене, а сейчас он решил быстренько его продать. Но в настоящее время на местном рынке мы отмечаем слишком уж большой наплыв такой продукции.

– Неужели всем срочно понадобились деньги?

– Вряд ли, скорее всего, большая часть – это контрабанда. Кайсар Жумагалиев считает, что контрабандисты нашли способ, как миновать таможню. По его словам, данные Ассоциации экспортеров ювелирных изделий Турции и казахстанской официальной статистики не совпадают.
Во-вторых, никто даже приблизительно не может указать объем казахстанского ювелирного рынка. Председатель совета лиги не раз удивлялся: почему общая классификация экономической деятельности рассматривает реализацию золота и бижутерии, а также ремонт ювелирных изделий и часов как единую позицию? Мы несколько раз обращались к уполномоченным органам, просили выделить производство и реализацию ювелирных изделий в отдельные номинации. Однако положительного ответа пока нет.

– Сколько ювелиров и продавцов украшений зарегистрировано в Казахстане?

– Официальные цифры, которые мы нашли, говорят, что производят, продают и ремонтируют ювелирные украшения, бижутерию, а также часы в стране чуть менее 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей и около 500 юридических лиц. Но, по нашим подсчетам, количество их сильно занижено. Только ювелирку продают и производят не менее 10 тысяч предпринимателей. Наши эксперты оценивают рынок в сумму около 300 миллиардов тенге. И, возможно, что около 70 процентов составляют торговцы-нелегалы.

Где контролер?

– Какие еще проблемы есть на рынке?

– Новый Налоговый кодекс образца 2017 года ввел для производителей ювелирных изделий НДС при приобретении аффинированного золота. Ранее покупка золота облагалась налогом по нулевой ставке. Его можно было приобретать в граммах. Но теперь партия составляет не меньше 5 килограммов, и ее цена более 80 миллионов тенге. Поэтому приобрести это золото могут лишь единицы.

– Какая из государственных структур контролирует качество драгоценностей?

– Сейчас этим занимается комитет технического регулирования и метрологии при министерстве индустрии и промышленности. Раньше нас курировала Пробирная палата РК, но теперь ее передали в частные руки.

– Попадают ли в магазины, бутики, салоны и мастерские изделия, в которых не выдержаны пробы, а камни ненатуральные?

– Вполне возможно. Раньше эта деятельность была лицензирована. Ювелиры находились под контролем государственных органов. Но теперь такого нет.

– Что грозит ювелиру-обманщику?

– Раньше его привлекали к уголовной ответственности, но сейчас – всего лишь к административной. И подчеркну: без конфискации сомнительных изделий.

– Даже после проведения специальной экспертизы?!

– Да. Поэтому, когда граждане приобретают ювелирные украшения, особое внимание советую обратить на этикетку. Она должна быть изготовлена типографским способом – напечатана, а не написана от руки. Ведь написать можно всё, что угодно. Кроме того, хорошо бы покупателю поинтересоваться адресом и данными продавца. Мы очень часто сталкиваемся с давальческим материалом, в котором занижена проба.

– Что такое давальческий материал?

– Это те изделия – цепочки, браслеты, кольца, часы и т. п., которые их владельцы приносят к нам, чтобы уточнить пробу. Но даже в украшениях импортного производства, на которых указана проба 750, содержание золота занижено до 747, даже до 730…

– Какие пробы существуют в золотых ювелирных украшениях?

– Проба – это процентное содержание золота в данном изделии. 375, 500, 583, 585, 750. И очень редко 950, по желанию заказчика, но изделие из него – очень мягкое.

– Где сейчас частники-ювелиры берут золото, из которого потом они изготавливают украшения?

– В Национальном банке РК в виде монет. Вообще рынок золота постоянно колеблется. За те 26 лет, пока я работаю, оно поднялось в цене от 6 долларов США до 48 долларов США за грамм.

– Сколько стоит один грамм золота сегодня?

– Примерно 17 800 тенге. Но подчеркну, это – 999-й пробы. Из него мы потом, по желанию заказчика, можем изготовить изделия с разным содержанием золота – и 585-й пробы, и 750-й и так далее. С учетом потерь и всех расходов цена за грамм изделия никак не может быть, например, 10 тысяч тенге.

– У населения можно покупать золото?

– Да, но ювелиру надо обязательно регистрировать, у кого именно он приобрел золотой лом, когда и т. д.

– Что нужно для того, чтобы начать торговать ювелирными украшениями?

– Зарегистрироваться в налоговом комитете и открыть ИП или ТОО.

– Торговля золотом идет бойко. Беда лишь в том, что всё оно вместо желтого цвета отсвечивает красным. Почему?

– В Казахстане кроме контрабанды ювелирных изделий существует и вторая проблема – изготовление низкокачественной продукции. Подпольные умельцы шлепают ее прямо на дому, 30 процентов золота, а остальные 70 – лигатура. В смысле разнообразные добавки – никель, медь, в лучшем случае серебро.
Кстати, никель вызывает отек Квинке и различные виды аллергии.

– У cеребра какие пробы бывают?
– 800-я, 875-я, 916-я, 925-я и редко – 950.

– Какова цена за грамм?

– У простых изделий без камней начинается с 600 тенге.

Кстати

В прошлом году представители Ассоциации турецких ювелиров заявили, что в Казахстан из Турции поставляется до 500 килограммов серебра в неделю.

И камешки тоже фальшивые…

– Как обстоят дела с драгоценными камнями?

– Если это вставка в изделия, то необходимо у продавца требовать сертификат. Граждане у нас, как правило, неграмотные, не понимают, что стоимость бриллианта, например, сильно зависит от его чистоты, каратности и цветных показателей.

– Откуда они поступают к нам?

– Казахстанские ювелиры покупают их в Гонконге, Таиланде, Турции, Индии. Но в Индии грешат качеством огранки. Кстати, оттуда привозят немало искусственно выращенных камней. Следует помнить, что дорогие и натуральные обычно вставляют в золото 750-й пробы.

– Какие способы их подделки существуют?

– Один из них – когда натуральные, но недорогие камешки с каким-нибудь изъяном облагораживают. Заливают сверху стеклом. Но этот обман легко определят в любой ювелирной мастерской. Также мошенники изменяют цвет с помощью нагревания или облучения лазерами, делают его более насыщенным. В настоящее время очень часто приходится сталкиваться с тем, что за натуральные кристаллы у нас выдают искусственно выращенные.

Но синтетика все же отличается от настоящих. Ведь любой природный камень уникален так же, как генетический код человека. А синтетический своего собственного лица не имеет.

Обманули, да еще и посадили!

– Но обманывают, наверное, не только у нас?

– Конечно нет. В последние годы на мировых рынках появилось очень много не только искусственно выращенных алмазов, но и других камней высокого качества. Чем, естественно, поспешили воспользоваться мошенники. Недавно один житель Алматы привез из Таиланда для своей дамы колье из белого золота с сапфирами и бриллиантами. Но камни оказались синтетическими! Он поступил так: взял украшение и отправился назад к продавцам. Но когда явился с претензиями в тот самый ювелирный салон, где приобрел подделку, то ничего не смог доказать! Несмотря на чек. Устроил скандал и… оказался в тюрьме! Отсидел три месяца. Если даже в Антверпене можно нарваться на искусственный бриллиант, то что уж говорить о Таиланде…

По моему мнению, надо принимать срочные меры для защиты рынка природных алмазов. Но для этого необходимы специальные приборы, а они весьма недешевы.

– Как нечистые на руку подпольщики-ювелиры обманывают клиентов?

– Изготавливают дутые, пустотелые цепи, браслеты и кольца. Внутрь для веса помещают смолу, воск, песок, железную или медную проволоку. Бывает, что у цепочки только замочек из золота, а сама она из недорогих сплавов желтого цвета.

– Как с этим бороться?

– Необходимо создать единый надзорный орган, который будет контролировать оборот драгоценных металлов и камней. Такое уже было раньше, была единая инспекция пробирного надзора с едиными требованиями. Также надо восстановить учебные заведения по подготовке специалистов по пробирному делу. В настоящее время проблемой поддельных клейм никто не занимается.

***
Вот так у нас получается, что те ювелиры, которые исправно платят налоги, проигрывают конкуренцию тем, кто предпочитает серые и черные схемы. Ведь гораздо легче провезти ювелирку контрабандой. А после продать товар по заниженной цене. И никаких тебе таможенных пошлин с налогами! Красота, одним словом. Так организовали свой бизнес большинство казахстанских торговцев серебром, золотом и камешками. Им хорошо, а вот клиентам и государству – не очень.

По правде сказать, что-то не больно верится в бессилие компетентных органов. Может, просто кому-то выгодна вся эта торговля мимо кассы? И этот “кто-то” ловит свою золотую рыбку в мутной воде черного рынка?

АЛМАТЫ