Турецкая газовая экспансия: у "Газпрома" новый серьезный конкурент?

Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева, рассказала о значимости обнаружения данного месторождения.

"По итогам 2019 г. потребности Турции в природном газе составили порядка 44 млрд кубометров. Согласно прогнозам, данные показатели продолжат свой рост по мере восстановления экономической активности страны в постпандемийный период.

Нужно отметить, что создание транзитной инфраструктуры по транспортировки газа из России и Азербайджана в страны ЕС шло параллельно с турецкой программой по освоению шельфовых структур в Средиземном и Черном морях. Фактически, руководство Турции не отказывалось от попыток найти собственные запасы «голубого топлива», чтобы начать покрывать потребности внутреннего рынка.

После того как буровое судно «Фатих» обнаружило на скважине «Туна-1» запасы газа, которые по предварительным оценкам могут составлять порядка 320 млрд кубометров, стало понятно насколько данная находка важна с точки зрения формирования энергетической независимости страны.

Тот факт, что в ближайшем будущем на газовый рынок Турции с открытого месторождения будет поступать до 15 млрд кубометров ежегодно существенно укрепляет переговорные позиции Анкары при заключении новых контрактов на поставки газа.

В частности, под вопросом окажется перезаключение соглашения по «Турецкому потоку» с российским Газпромом, который согласно договоренности должен поставлять 16 млрд кубометров вплоть до 2025 г.

Нужно отметить, что закупки российского газа снижаются уже несколько лет подряд. Так, на пике Россия экспортировала в Турцию порядка 30 млрд кубометров газа. Однако в 2019 г. закупки составили 15,5 млрд кубометров, а по итогам I полугодия 2020 – снизились до 4,7 млрд кубометров. А после того, как в июле 2020 г. «Турецкий поток» был остановлен на ремонт импорт российского сырья и вовсе прекратился.

Однако нужно понимать, что Анкара находится лишь в начале пути к энергетической самодостаточности страны. Заявленная цель начать получать природный газ с месторождения Сакарья уже в 2023 г. вызывает определенную долю скептицизма. Реализация шельфовых проектов часто сталкивается как с финансовыми, так и техническими сложностями, что может привести к переносу даты запуска добычи на месторождении.

Вместе с этим очевидно, что турецкое руководство намерено продолжить геологоразведку в Черном море с целью обнаружить и другие нефтегазоносные структуры, по размеру не уступающие месторождению Сакарья.

Поиск высокопродуктивных нефтегазовых месторождений актуален и для Казахстана. Так как в большинстве случаев добываемый в республике природный газ является попутным, экспортный потенциал страны во многом зависит от возможностей газохимического комплекса.

В последние годы РК удавалось наращивать экспорт газового сырья. В 2019 г. объем экспорта газа вырос до 19,5 млрд кубометров, из которых 7,5 млрд кубометров было отправлено в Китай.

Однако в 2020 г. мировой газовый рынок столкнулся с переизбытком предложения, что привело к росту конкуренции между странами-экспортерами. Обнаружение крупных запасов природного газа таких как в Турции способно не только обострить конкуренцию за рынки, но и запустить процесс перекройки газотранспортной системы, что, несомненно, является вызовом для энергетического сектора Казахстана." - отметила эксперт.