Вопрос о туристических возможностях Кыргызстана становится все более актуальным. Не воспользоваться столь естественной возможностью привлечь в страну как можно больше туристов было бы нелепо. С этой целью в Кыргызстане проводится четвертая Международная туристическая ярмарка, на которую съехались россияне, китайцы, казахстанцы и представители других стран. Каждый год власти республики жалуются, что им мешают вести этот бизнес конкуренты. То раздуют скандал с цианидами, попавшими в озеро в результате автомобильной аварии. То как в этом году, шумят об урановых хвостохранилищах. Действительно, в поселке Каджи-Сай, недалеко от Иссык-Куля, находится радиоактивное хвостохранилище. В случае схода грунта в озеро вода будет непригодной ни для купания, ни в пищу. Впрочем, это только угроза, а не свершившийся факт. Кыргызские туроператоры считают, что это происки фирм, занимающихся отправкой туристов в Турции и другие "дешевые" страны. Впрочем, зря они обижаются: казахстанские фирмы очень активно работают в кыргызском направлении. Нашим бизнесменам в этом году досталось семьдесят процентов выгодных контрактов с местными санаториями и здравницами. В прошлом году в это же время казахстанским турфирмам принадлежало на десять процентов больше. Именно казахстанские пансионаты на Иссык-Куле становятся все более престижными и комфортабельными местами отдыха. Кыргызские чиновники от этого не в восторге. Хотя, как оказалось на самом деле, большая часть их санаториев не отвечает и минимальным требованиям современного курортника, который хоть в какой-то степени привык к комфорту. Конечно, не стоит забывать, что практически вся сегодняшняя туристическая инфраструктура Иссык-Куля досталась Киргизии в наследство от Советского Союза. Стереть печать совковости за последний десяток лет независимости республике так и не удалось. Весь мир живет в двадцать первом веке. Здесь все так же, как и было сорок-пятьдесят лет назад. Даже здравницы и коттеджи, в которых номер стоит тридцать - сорок долларов, а это на уровне цен мировых курортов, выглядят, как в старые добрые времена, когда сюда приезжали неизбалованные сервисом космонавты и депутаты. Пора бы избавиться от символики советских времен, закрасить изображения серпа и молота на стенах и наконец-то перейти на евростандарт. А пока официальные власти проводят различные акции по привлечению большего количества отдыхающих и по улучшению имиджа озера, пострадавшего несколько лет назад от экологической катастрофы. Экология - постоянная головная боль Иссык-Кульской администрации. По некоторым данным, отдельные недобросовестные сотрудники Минэкологии наживаются на состоятельных туристах. В прошлом году организация ЮНЕСКО признала Жемчужину Киргизии биосферным резерватом. Проще говоря, природа Иссык-Куля - уникальна, и охранять ее надо всеми силами. Сегодня на это пошли лишь выделенные Киргизии три миллиона четыреста тысяч немецких
марок. Киргизские трассы - еще один "тормозной" путь в карьере Жемчужины. Иссык-Куль - далеко не Турция, куда можно прилететь самолетом. Пресловутая "короткая трасса Алматы - Иссык-Куль" так и не достроена, причем казахской стороной. Местные чиновники комментируют эту ситуацию
весьма дипломатично. Борцы за экологию говорят, что дорога будет проходить в верховьях реки Алматинка, которая приносит в наш город часть пресной водой. Пока Иссык-Куль - туристическая мекка для жителей соседних государств. Основной массе тех же россиян приходится только мечтать о целительной силе воды высокогорного озера. Уже давно утратила ведущие позиции по перевозке пассажиров гражданская авиация. Каракольский и Чолпон-Атинский аэропорты функционируют лишь на треть своих возможностей. А кыргызские чиновники тем временем уверяют, что хотят
защитить потребителя, и для этого Кыргызстан открывает в РК специальный департамент, который будет работать с туристами без посредников. Одновременно решено увеличить экологические сборы. Почему киргизские власти увеличили экологические пошлины до сорока долларов за каждый
въезжающий на территорию страны автобус, неизвестно. Если сейчас эта цена будет утверждена, то стоимость билетов от Алматы до Иссык-Куля тоже повысится. А пока Иссык-Кульская область продолжает оставаться замкнутым пространством, въезд куда возможен только по двум основным коридорам. Один из них - трасса Каракол-Тюп-Кеген-Алматы, которая не ремонтировался последние десять лет. Возобновить полноценное движение по этой дороге означает для Кыргызстана дополнительный приток туристов, а так же открытие возможностей по вывозу сельхозпродуктов на
казахстанский рынок. По большому счету, развитие дорог принесет пользу всей стране. А пока пансионаты побережья остаются не доступными местным жителям по причине высоких цен и практически таким же не доступными для иностранцев из-за отсутствия дорог, транспорта и полноценного сервиса.