"Тур де Франс-2015". Без страха по Большой петле

Винченцо Нибали (Италия). 30 лет. Пятый “Тур де Франс”: 1-е место (2014), 3-е место (2012), 6-е место (2009), 20-е место (2008).

Капитан “Астаны” будет защищать свой прошлогодний титул. В 2014-м Нибали выиграл “Большую петлю” в блестящем стиле, привезя ближайшему преследователю, французу Жану-Кристофу Перо из Ag2r-La Mondiale, 7 минут 39 секунд. Это самое большое преимущество с 1997 года, когда немец Ян Ульрих опередил Ришара Виранка из Франции на 9 минут 9 секунд.

Победив на “Туре”, Нибали стал вторым после выступавшего в 60–70-е годы Феличе Джимонди итальянцем, выигравшим все три супермногодневки. Следующая цель Винченцо – отстоять желтую майку, чего его предшественникам-соотечественникам сделать не удавалось.

Весь сезон Нибали “заточен” именно под “Тур де Франс”. Даже когда в преддверии “Джиро д’Италия” возникли проблемы со здоровьем у Фабио Ару, Винченцо сразу отмел все разговоры о том, что он заменит в команде приболевшего лидера. В этом сезоне Нибали проехал только две многодневки – “Тур Романдии” в Швейцарии, где замкнул десятку в личном зачете, и “Критериум Дофине” во Франции, став там 12-м.

“Это будет мой пятый “Тур”, который я рассчитываю завершить на подиуме, – заявил Нибали. – Я доволен тем, как команда подготовилась к гонке. Мы все знаем, что тяжелая работа обязательно принесет свои плоды, поэтому тренировались много”.

Якоб Фульсанг (Дания). 30 лет. Пятый “Тур де Франс”: 7-е место (2013), 36-е место (2014), 49-е место (2011), 50-е место (2010).

Поблистав пару сезонов в Leopard Trek (ныне Trek Factory Racing), Фульсанг перешел в “Астану” и перестал играть ведущие партии, сосредоточившись на помощи своим капитанам. Для роли лейтенанта датчанин – идеальная кандидатура. В этом сезоне Фульсанг выступает стабильно – 7-е места в общем зачете “Тура Омана” и Париж – Ницца, 8-е место на “Флеш Валлонь” и 9-е – на Льеж – Бастонь – Льеж. И это все были лучшие результаты среди гонщиков “Астаны”.

“Главная цель для меня и всей команды – победа Нибали в генеральной классификации, – отметил Фульсанг. – Моя же личная задача на “Туре” – выиграть один из этапов. Я приезжал вторым и в 2013-м, и в 2014-м годах, но надеюсь, что новый сезон принесет мне удачу”.

Микеле Скарпони (Италия). 35 лет. Четвертый “Тур де Франс”: 24-е место (2012), 32-е место (2004), 49-е место (2014).

Французская многодневка никогда не была для Скарпони главным стартом сезона. Достаточно сказать, что за 14 лет профессиональной карьеры он едет ее лишь в четвертый раз. Победитель “Джиро д’Италия” 2011 года в этом сезоне замкнул шестерку лучших на “Туре Страны басков”.

“При подготовке к “Тур де Франс” мы работали по прошлогоднему плану, – раскрыл секреты Скарпони. – Во Франции мы выложимся по максимуму и сделаем все, чтобы снова сделать Нибали чемпионом. У нас много серьезных соперников, но мы знаем свою силу”.

Рейн Таармяэ (Эстония). 28 лет. Шестой “Тур де Франс”: 11-е место (2011), 36-е место (2012), 88-е место (2014), 102-е место (2013), сход (2010).

Прибалтийская темная лошадка казахстанской команды. Таармяэ – отличный раздельщик, который может зацепить даже горный этап. Неплох он и в многодневках, правда, продолжительностью не больше одной недели.

Ларс Боом (Голландия). 29 лет. Пятый “Тур де Франс” в карьере: 97-е место (2014), 105-е место (2013), 130‑е  место (2010), сход (2011).

Многодневки – не профиль новичка “Астаны”, но за этапы с небольшими горками, а также за индивидуальные разделки он может поспорить. Боом – мастер классических однодневок. В этом сезоне стал четвертым на Париж – Рубе и шестым на “Туре Фландрии”. Еще он шесть лет подряд – с 2007-го по 2012 годы – выигрывал чемпионат Голландии.

Лиуве Вестра (Голландия). 32 года. Пятый “Тур де Франс”: 79-е место (2014), 128-е место (2011), сход (2012, 2013).

Выигравший в прошлом году этапы на “Туре Каталонии” и “Критериум Дофине” Вестра во Франции будет выполнять функции грегори. Как это было на недавнем “Критериум Дофине”, где голландец занял в общем зачете 48-е место.

Андрей Гривко (Украина). 31 год. Восьмой “Тур де Франс”: 43-е место (2012), 78-е место (2005, 2007), 95-е место (2014), 136-е место (2010), 144-е место (2011), сход (2006).

Ветеран “Астаны”, за которую он выступает с 2010 года. Поднял себе настроение перед “Тур де Франс”, завоевав серебро в групповой гонке на Европейских играх в Баку. В столице Азербайджана также занял четвертое место в разделке.

Танел Кангерт (Эстония). 28 лет. Второй “Тур де Франс”: 20-е место (2014).

Тайное оружие “Астаны”. Кангерт не чурается черновой работы, но при случае может и выстрелить, как это было в мае на “Джиро”, когда он много работал в горных отрывах и занял в итоговой таблице 13-е место. К слову, Танел – единственный из гонщиков “Астаны”, кто проехал в этом году еще и итальянскую многодневку.

Дмитрий Груздев (Казахстан). 29 лет. Второй “Тур де Франс”: 130-е место (2014).

К сожалению, после ухода из спорта Александра Винокурова в Казахстане не осталось сильных многодневщиков. Груздев регулярно побеждает в чемпионатах Азии, причем как в групповых гонках, так и в разделках, занимает высокие места в разных многодневках. Но чтобы претендовать хотя бы на роль лейтенанта в таких гонках, как “Тур де Франс”, этого мало. Задача Груздева на ближайшие три недели – желтая майка лидера для Нибали.

Круг фаворитов “Тур де Франс” на желтую майку лидера сравнительно узок. В числе главных соперников лидера “Астаны” Винченцо Нибали эксперты называют испанца Альберто Контадора, британца Криса Фрума и колумбийца Наиро Кинтану.

Альберто Контадор (Испания, Tinkoff-Saxo). 32 года.

Бывший гонщик “Астаны” остается самым ярким велогонщиком современности. Он выиграл уже семь супермногодневок, а еще двух побед его лишили из-за положительной допинг-пробы. Ее Контадор сдал во время “Тур де Франс” 2010 года, который он выиграл, но впоследствии этот результат был аннулирован, что не позволило испанцу стать ее трехкратным победителем. С тех пор “Эль-Пистолеро” безуспешно гоняется за желтой майкой: в 2013 году он проиграл 6 минут 27 секунд Фруму, а год назад сошел в середине пути из-за травмы колена. В этом сезоне Контадор уже выиграл “Джиро д’Италия”.

Крис Фрум (Великобритания, Team Sky). 30 лет.

Уроженцу Кении, как и Контадору, сильно не повезло на “Тур де Франс-2014”. Уже к пятому этапу он несколько раз побывал в завалах, что вынудило его сняться с гонки из-за проблем со здоровьем. Но чуть позже чемпион “Тур де Франс-2013” стал вторым на “Вуэльте”, показав, что его ни в коем случае нельзя списывать со счетов.

Наиро Кинтана (Колумбия, Movistar Team). 25 лет.

Самый молодой гонщик в списке фаворитов, которому прочат большое будущее. В прошлом году “Тур де Франс” он не ехал, сделав ставку на “Джиро д’Италия”, которую в итоге выиграл. В этом сезоне для вице-чемпиона “Большой петли-2013” приоритетной стала именно французская многодневка.

***

Идея выделять лидера общего зачета “Тур де Франс” родилась в 1919 году, и тогда 18 июля француз Эжен Кристоф по прозвищу Старый Галл первым примерил желтую майку. Ее цвет определило то, что газета l’Auto, основательница велогонки, выходила на желтой бумаге.

Судьба “Тур де Франс” будет решаться на горных этапах. Первая связка из трех таких отрезков будет поджидать велосипедистов в середине гонки, вторая – уже из четырех – на самом финише.

14 июля. 10-й этап. Тарб – Ля-Пьер-Сен-Мартен. 167 км.

15 июля. 11-й этап. По – Котрет. 188 км.

16 июля. 12-й этап. Ланнмезан – Плато-де-Бей. 195 км.

Первый из этих трех этапов включает четыре категорийные вершины с финишным крутым подъемом в полтора километра. Два следующих дня гонщикам также не избежать гор, но они будут перемежаться с длинными пологими участками.

22 июля. 17-й этап. Динь-ле-Бен – Пра-Луп. 161 км.

23 июля. 18-й этап. Гап – Сен-Жан-де-Морьен. 186,5 км.

24 июля. 19-й этап. Сен-Жан-де-Морьен – Ля-Туссюр – Ле-Сибель. 138 км.

25 июля. 20-й этап. Модан – Альп-д’Юэз. 110,5 км.

Возможно, ключевые этапы “Большой петли”. Каждый из них содержит крутейшие подъемы и головокружительные спуски. Венцом станет штурм легендарной горы Альп-д’Юэз – визитной карточки “Тур де Франс”: без малого 15 км исключительно вверх.

– Победы в генеральной классификации: 5 – Жак Анкетиль (Франция, 1957, 1961–1964), Эдди Меркс (Бельгия, 1969–1972, 1974), Бернар Ино (Франция, 1978, 1979, 1981, 1982, 1985), Мигель Индурайн (Испания, 1991–1995).

– Победы на этапах: 34 – Меркс; 28 – Ино; 25 – Марк Кэвендиш (Великобритания), Андре Лядюк (Франция).

– Дни в желтой майке лидера: 96 – Меркс; 75 – Ино; 60 – Индурайн.

– Количество выступлений: 17 – Джордж Хинкейпи (США, 1996–2012), Стюарт О’Грэйди (Австралия, 1997–2013), Йенс Войт (Германия, 1998–2014).

– Самый большой разрыв между первым и вторым местами: 2 часа 49 минут 45 секунд. 1903 год. 1-е место – Морис Гарен (Франция). 2-е место – Люсьен Потье (Франция).

– Самый маленький разрыв между первым и вторым местами в итоговой генеральной классификации: 8 секунд. 1989 год. 1-е место – Грег Лемонд (США). 2-е место – Лоран Финьон (Франция).