"Тур Алматы-2015". Победа по расписанию и любовь по принуждению

Подхвативший знамя

Идея проведения такой велогонки в Казахстане витала давно. В велосипедном сообществе никак не могли взять в толк, почему в стране, имеющей одну из лучших в мире профессиональных велокоманд, нет своей гонки? Дело сдвинулось с мертвой точки два года назад. Тогда власти Алматы впервые закрыли одну из главных автомобильных артерий города – проспект Аль-Фараби – ради проведения велогонки из календаря Международного союза велосипедистов (UCI).

Первый в истории “Тур Алматы” в 2013 году выиграл Максим Иглинский. Защитить свой титул ему, к сожалению, было не суждено. Как раз перед второй гонкой он получил дисквалификацию за положительный допинг-тест: в организме Иглинского-старшего был обнаружен эритропоэтин. Выпавшее из рук товарища знамя подхватил Алексей Луценко. Считающийся самым перспективным гонщиком республики земляк Александра Винокурова – Луценко родом тоже из Северного Казахстана – выиграл “Тур Алматы” в прошлом году, а в этом повторил свой успех.

Состав, трасса, призовые…

На старт “Тура Алматы-2015” вышли гонщики из 20 команд Европы и Азии. Среди них были только две профессиональные – “Астана” и “Катюша”. Гонку также ехали проконтинентальная команда “Русвело”, 14 континентальных и три сборные – Казахстана, Узбекистана и Монголии.

Маршрут гонки был традиционным. Стартовав от “Нурлы-тау”, пелотон добрался до развязки Аль-Фараби – Мустафина. В обратную сторону гонщики доезжали до проспекта Достык, далее вниз по ВОАД до Талгарского кольца и обратно. И так шесть раз. Каждый круг по 31 километру в сумме дал дистанцию в 186 километров.

Прежним остался и призовой фонд: 15 тысяч евро за первое место, 10 тысяч – за второе и 5 тысяч – за третье.

Черновая работа Ару

“Астана” не скрывала, что на “Туре Алматы-2015” снова сделает ставку на свою 23-летнюю национальную звезду Алексея Луценко. Не случайно ему дали первый стартовый номер. В главном отрыве гонки компанию Луценко составили Фабио Ару и Андрей Зейц. Звездный итальянец, выигравший в этом году “Вуэльту” и ставший вторым на “Джиро”, не стал тянуть одеяло на себя, а на совесть выполнил свою часть черновой работы, организовав отрыв Луценко. Тот уехал от группы сразу после разворота у Парка Первого Президента за 23 километра до финиша. Спустя три километра его отрыв составлял уже 35 секунд и продолжал расти: 44 секунды за 15 километров до финиша, 56 секунд за 11 километров, 1 минута 40 секунд за 1,2 километра. Финишировал Луценко в гордом одиночестве. Ару пересек ленточку вторым спустя 49 секунд, выиграв спринтерский спор у россиянина Павла Кочеткова из “Катюши”.

– У нас в команде много сильных гонщиков, которые могли побороться за победу, – сказал после финиша Алексей Луценко. – Так получилось, что я отобрался в отрыв и буквально за 23 километра до финиша оказался один. Я взял преимущество и с каждым километром увеличивал его.

Последняя неделя вообще получилась удачной для “Астаны”. Ее спортсмены помимо “Тура Алматы” выиграли еще две гонки. 1 октября итальянец Диего Роса стал лучшим в велозаезде между Миланом и Турином (Ару занял третье место), а 4 октября его соотечественник Винченцо Нибали оказался самым быстрым на “Джиро Ломбардии”, соединившим города Бергамо и Комо.

Приятное с полезным

Одна из главных проблем нашего спорта – это его прямая зависимость от любви/нелюбви со стороны региональных властей. Благодаря экс-акиму Астаны Аскару Мамину спортом номер один в столице стал хоккей, футбольный “Тобол” всех своих успехов добился в эпоху руководства Костанайской областью Сергея Кулагина. Бывший аким Алматы Ахметжан Есимов никогда не скрывал своей любви к велосипеду. При нем в городе стали регулярно проводиться велопробеги. Когда Есимова перевели в Астану, алматинские любители велоспорта насторожились – что-то будет при Бауыржане Байбеке? Новый аким прилюдно на велосипед пока не садился, но и препон чинить не стал.

На “Туре Алматы” Байбек, естественно, появился, но не один, а в обществе Есимова. Глава Национальной компании “Астана ЭКСПО-2017” подгадал свой визит в южную столицу по рабочим делам (участие в форуме сотрудничества по организации EXPO-2017) к проведению велогонки. Совместил, как говорится, приятное с полезным.

Любовь по принуждению

Свыше десяти тысяч человек обещали собрать на “Тур Алматы” его организаторы. Сложно сказать, насколько удалось выполнить эту задачу, – зрители были “размазаны” по всей 30-километровой трассе – но совершенно точно, что над ее реализацией ответственные люди работали.

Когда нужно “обеспечить явку”, в ход у нас сразу идут советские технологии. Солдаты, студенты, бюджетники – вот тот нехитрый набор, который в добровольно-принудительном порядке направляется на такие мероприятия. “Тур Алматы” не стал исключением. На этот раз “повезло” студентам ряда алматинских университетов и академий, которые попали в телевизор любителей велоспорта многих стран мира.

Вот так многие вещи в нашей стране, в том числе спорт, заставляют любить по принуждению.

Алматы