Об этом шла речь на “круглом столе” “Индекс открытости бюджета-2012: повышая прозрачность и подотчетность”.
– К сожалению, несмотря на то что мы являемся унитарным государством, закрытыми остаются огромные ресурсы, накапливаемые местными бюджетами, а они практически соразмерны с 45 процентами республиканского бюджета. Думаю, надо вырабатывать решения по приданию прозрачности исполнения (освоения бюджетных средств), – высказался депутат Мажилиса Омархан Оксикбаев.
Надо сказать, что говорит он об этих закрытых местных копилках не первый год и предлагал, еще будучи главой Счетного комитета, принципиально новые схемы контроля. Однако очевидно, что некоторым чиновникам совсем не хочется ни контроля, ни прозрачности. В “мутной водичке” крутить казенными деньгами куда удобнее.
Зашел разговор и об антикризисных деньгах. Ведь дошло до того, что Президент возмутился: "Деньги, которые были выделены, – 10 миллиардов на тот кризис, до сих пор их не видели, они исчезли, нет возврата”.
– Эти деньги есть, – считает Омархан Оксикбаев. – И все знают, куда они пошли. Этот вопрос я советовал бы задать Бахмутовой (Елена Бахмутова, экс-зампред правления ФНБ “Самрук-Казына”), которая руководила Государственной комиссией, созданной указом Президента, и куда входили генеральный прокурор, руководитель финполиции, министры. Эта комиссия регулярно отчитывалась, куда эти антикризисные деньги тратятся и как тратятся.
И отметил, что мнения Счетного комитета и Госкомиссии по поводу эффективности использования антикризисных средств зачастую расходились. Однако главе государства постоянно докладывали, что деньги работают на экономику и избавление страны от кризисных явлений.
– И поэтому все знают, куда они сработали и как их можно вернуть, – убежден Омархан Нуртаевич.
Эксперты в свою очередь считают, что ежегодных анализов, насколько эффективно тратят финансовые структуры выделенные средства, вообще нет. Во всяком случае, информация никому, даже депутату Мажилиса не доступна.
По данным финпола, в 2012 году в стране было совершено 380 значимых хищений бюджетных средств. Возьмем только февральские события: в Москве задержана бывший председатель Агентства по статистике Анар МЕШИМБАЕВА, которая обвиняется в хищении 760 миллионов тенге. На днях объявлено об исчезновении 437 миллионов тенге, выделенных на госпрограмму “Жасыл Даму” по улучшению окружающей среды, и 2 миллиардов, направленных на создание стабилизационных фондов. На слуху и вольности с казной акимов всех уровней.
Другая мутная форма распоряжения бюджетными средствами – неосвоение. По 30–50 миллиардов ежегодно остаются лежать “мертвыми”. И в то время, когда стране не хватает средств на детсады, школы, больницы, жилье, социальные программы, десятки миллиардов тенге ежегодно остаются как бы “лишними”.
Кто и какую ответственность должен нести за формирование завышенных бюджетных заявок? Как выяснилось – никто и никакую. На местном уровне поток государственных денег не отслеживается, считает Омархан Оксикбаев. И давно предлагает ввести уголовную ответственность за неосвоение госбюджета – ведь при этом причиняется большой ущерб экономике государства.
В общем, все сошлись во мнении, что прозрачность финансовой деятельности нужно повышать, и особенно на региональном уровне. А также периодически предоставлять информацию населению о внешнем и внутреннем долге страны, формировании и исполнении бюджета. Чтобы налогоплательщики знали, на что их деньги тратятся.
Астана