На прошлой неделе в Брюсселе прошла промышленная конференция "Нефтетранспортный коридор Одесса - Броды - Плоцк: повышение безопасности и целостности ЕС в энергетической сфере". Одним из итогов мероприятия стало подписание Декларации по поддержке проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), целью, которого является обеспечение поставок в Европу легких сортов каспийской нефти. Кроме того, на конференции было объявлено о создании совместной трехсторонней рабочей группы с участием представителей Украины, Польши и ЕС "по поддержке и развитию проекта Одесса-Броды-Плоцк", а также о выделении ЕК в рамках программ TAСIS и INOGATE гранта в размере 2 млн. евро "в качестве технической помощи проекту".
12 мая Европейская Комиссия подписала "Послание по развитию энергетической политики расширенного Европейского Союза, его соседей и стран-партнеров", где подчеркивается, что терминал "Южный" в Одессе признан частью разрабатываемой "стратегии диверсификации, которая позволит каспийской нефти достичь Центральной Европы и региона Балтии". Одним из приоритетных направлений этой деятельности должно стать сотрудничество со "странами-соседями" в обеспечении безопасности морской транспортировки нефти, и, в этой связи, в расширении нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка, с перспективой его соединения с другими трубопроводными системами в Европе.
ЕК заявляет, что расценивает нефтепровод Одесса - Броды - Плоцк как стратегический "трубопровод мира и стабильности", определяя его в качестве "проекта паневропейских интересов", который будет способствовать развитию отношений Украины с европейским сообществом. Директор по внешним связям Еврокомиссии Хагес Мигарелли, открывая конференцию сказал, что организация расценивает украинскую позицию в этом проекте как первое испытание сотрудничества Украины с ней.
Такого же мнения придерживаются "Укртранснафта" и солидарные с ней структуры в среде украинских властей. Государственный секретарь по европейской интеграции МИД Украины Александр Чалый, в частности, особо отметил на прошлой неделе: "Несмотря на все спекуляции, мы рассматриваем этот проект как один из главных инструментов нашей политики, нацеленной на евроинтеграцию. Нефтепровод Одесса - Броды является действенным механизмом реальной интеграции Украины в ЕС".
Заинтересованные в проекте стороны, среди причин, объясняющих необходимость его реализации, называют следующие. Во-первых, упоминается о постоянном росте потребления углеводородов в Европе. Во-вторых, говорится о существующих затруднениях, препятствующих увеличению поставок нефти на европейский рынок, в связи с предельной загруженностью Босфора, увеличением стоимости танкерных перевозок и недоразвитостью инфраструктуры для дальнейшей транспортировки каспийской нефти в Европу, которая постепенно склоняется к переработке и потреблению легких сортов (с 2005 года в ЕС начнут действовать новые стандарты относительно содержания в нефти серы и сульфидов). Наконец, подчеркивается, что объемы нефтедобычи в Северном море до 2015 года будут неуклонно снижаться и это снижение составит до 87 процентов, в то время как добыча на Каспии значительно возрастет. Все эти факторы, по убеждению некоторых украинских СМИ, делают проект "бесценным для Европы".
Вместе с тем, отношение к перспективам трубопровода даже внутри страны остается неоднозначным. Об этом говорят, прежде всего, разные подходы к проблеме реверсной траспортировки российской нефти.
В конце апреля исполнительный директор ТНК Герман Хан, президент "Транснефти" Семен Вайншток, глава "Нефтегаза Украины" Юрий Бойко и первый зампред правления "Укртранснафты" Станислав Василенко подписали протокол о намерениях, предусматривающий крупные поставки нефти ТНК из Брод в Одессу. Документ предусматривает обещание ТНК поставлять по маршруту не менее 9 млн. т нефти в год в течение 21 года, при этом техническое обеспечение поставок должна будет осуществлять "Транснефть": сырье будет транспортироваться от границы Украины и Беларуси по нефтепроводу "Дружба" до Брод (Львовская область), а затем от Брод до нефтетерминала "Южный" возле Одессы.
Примечательно, что сведения о подписании протокола были обнародаваны только месяц спустя, накануне конференции в Брюсселе. И сторонники реверса, и его противники поспешили выступить с взаимными обвинениями в провокационных действиях. Первые утверждали, что информация о проекте реверса Одесса-Броды была намеренно разглашена накануне презентации проекта ЕАНТК в Брюсселе "лицами, близкими к газете "День": "Не найдя за 2 года экономических аргументов или реальных партнеров по реализации северного маршрута, эти лица сознательно спровоцировали международный скандал и нанесли значительный ущерб репутаци Украины на международной арене". По этой версии, скандал был организован с тем, чтобы "скрыть ошибки в ТЭО нефтепровода, а также оправдать отсутствие реальных результатов своей деятельности за последние два года и растрату государственных средств на многочисленные и безрезультатные презентационные мероприятия".
Акцию по распространению информации о подписании протокола председатель правления "Укртранснафты" Александр Тодийчук, в свою очередь, также охарактеризовал как провокационную и направленную против проекта. При этом он заявил, что его первый заместитель, т.е. Станислав Василенко, не был уполномочен подписывать протокол и вообще, не имел права подписи, к тому же в документе отсутствует печать компании. Более того, как отметила на прошлой неделе пресс служба "Укртранснафты" по поводу подписания протокола: "это было тайное решение, которое стало известным несколько дней назад". В этой связи, у многих возникли вполне уместные вопросы об эффективности руководства "Укртранснафты", а также о степени осведомленности ее главы о делах компании и деятельности непосредственных подчиненных, ответы на которые представители СМИ, впрочем, получить так и не смогли.
Руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Михаил Гончар несколько дней назад сказал, что "вопрос реверса - это вопрос коррупции, лоббирования отдельными менеджерами ТНК своих интересов с использованием коррупционной среды, сложившейся в Украине". Однако, вероятно, дело не только в коррупции и лоббировании интересов отдельными компаниями, но и в стремлении украинских властей в сложившейся обстановке получить дополнительные политические выгоды. Правительство Украины, как известно, выступает за северное направление транспортировки, хотя, при этом, не исключает вариант реверса, чтобы иметь возможности для маневрирования между Россией, с одной стороны и ЕС с Соединенными Штатами - с другой. Поэтому шумиха, поднятая накануне брюссельской конференции, была бы в равной степени выгодна как сторонникам, так и противникам реверса, поскольку последние таким образом могли бы оказать давление на польскую сторону, которая, как неоднократно подчеркивал в последние месяцы Леонид Кучма, не делала "никаких реальных шагов" для решения проблемы "достраивания нефтепровода до Гданьска". В то же время, критика в адрес Польши и заявления о возможном рассмотрении российских предложений о реверсе, совпали по времени с началом нового витка интеграции (теперь уже в рамках ЕЭП). О взаимосвязях между проблемой реверса, интеграционными процессами и стремлением Кучмы укрепить отношения с Россией украинские СМИ в последнее время стали говорить довольно часто. "Зеркало Недели", например, в конце минувшей недели отметило: "…жесткую борьбу россиян за реверс трубопровода Одесса - Броды можно смело ставить в один ряд с их попытками втянуть Украину в рамках Единого экономического пространства, как минимум, в таможенный, а затем и в экономический союз; с их требованиями согласовывать с Москвой каждый шаг по вступлению Украины в ВТО и отозвать уже подписанные протоколы. Другими словами, все это попытки лишить наше государство европейской перспективы, достаточно четко обозначившейся в последнее время, и стремление вернуть Киев на свою орбиту".
По степени "политизированности" проект сегодня не уступит БТД, а его будущую коммерчекую состоятельность в первую очередь ассоциируют с транспортировкой каспийской нефти, причем не только казахстанской, но и азербайджанской, что, конечно, не может не вызывать определенных сомнений. На конференции в Брюсселе представитель ГНКАР Э. Насыров заявил: "К 2005 г. мы собираемся значительно увеличить добычу нефти. И для нас чрезвычайно важно, чтобы эта нефть шла через территорию дружественного государства, не являющегося нефтепроизводителем. Одесса - Броды для нас наилучший вариант".
Правда, при этом, Насыров не стал объяснять, как Азербайджан собирается решать проблему одновременного заполнения двух больших труб, тем более, что, по оценкам специалистов, в том числе и казахстанских, азербайджанской нефти будет недостаточно даже для рентабельного функционирования БТД. В отличие от азербайджанских властей, казахстанское руководство с поспешными заявлениями не спешит: за последние полгода проект "Одесса-Броды-Гданьск" обсуждался (упоминался) всего несколько раз, а на конференции, несмотря на полученные приглашения, официальная делегация была представлена номинально - сотрудником посольства. "Укртранснафта" же полна оптимизма и ожидает в этом году подписания казахстанско-украинского межправительственного соглашения и поступления первой отечественной нефти. Проект соглашения разработан украинской стороной и будет рассмотрен в этом месяце на предстоящем V заседании украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству в Киеве.