Перелет Алматы–Пекин–Санья: 8 часов в воздухе
Теплая, праздничная, сочная и всегда очень родная Юго-Восточная Азия принимает туристов круглый год. Экзотический цветок этого региона – остров Хайнань – всегда выделялся расценками среди других популярных турнаправлений.
На элитный китайский курорт, где все обещало быть “по высшему разряду”, мы добирались через Пекин. От столицы будущих Олимпийских игр до самой южной точки Поднебесной чуть больше четырех часов лету. Приплюсуйте к этому столько же на перелет от Алматы до Пекина. Неблизко и во многом оттого недешево.
Самолет приземлился в компактном и чистом аэропорту Саньи. Шагнув с трапа самолета, мы попали в лето – теплая погода здесь всегда гарантирована. Хотя на Хайнане сейчас календарная зима, температура 23-25 градусов тепла. Летом на 10 градусов выше. С ноября по апрель еще не убийственно душно, но достаточно солнечно, чтобы загореть. Поэтому этот период считается самым оптимальным для отдыха.
“За южан лучше замуж не выходить!”
Пересев в машину, мы погружаемся в монолог нашего гида на искореженном, но весьма забавном русском языке: “А вы знаете, откуда у города название Санья? Он расположен на месте слияния трех рек, “три” – это “сань”,
“я” – китайский иероглиф, на который похоже очертание острова”. До отеля ехать добрых 30 километров, и наш милый гид продолжает балагурить: “В волны не бросайтесь! А то женщину одну накрыло”. В серьезности его предупреждений позже мы убедимся лично. “За южных китайцев лучше замуж не выходить, – рекомендует гид. – Они ленивые, сидят дома, а за них работают жены”. Мы сочувственно провожаем взглядом из окон авто жен “южных”, работающих в поле. “Я хоть и работаю на юге, но северный китаец”, – непрозрачно намекает наш сопровождающий.
Китайские Гавайи
Хайнань – можно сказать, персональный курорт Китая, провозглашенный тропическим раем. А Санья – ворота в это блаженное место. Другое, более распространенное, сравнение Хайнаня – с Гавайями. Оба острова лежат на одной широте и имеют схожий климат. Хайнань омывается Южно-Китайским морем. Море – чистое, соленое, но отчаянно прохладное. Огромные волны устраивают там свои забеги с препятствиями, в качестве преград – бултыхающиеся туристы.
Но море – это их все. Начиная от морских вкусностей на столе и заканчивая дайвингом. На острове два крупных города: столица – Хайкоу и туристическая Мекка – Санья. В Хайкоу – промышленность, в Санье – отели, пляжи и туристы.
Вся Санья, несмотря на внушительную территорию, похожа на большую стройку. Наличие земли позволяет отельному городу непрерывно расширяться. А масштабы строительного бума не могут не восхищать. Особенно это касается нашего относительно нового района – бухты Ялонгбей (она же – Ялунвань). Мы перестали удивляться тому, что половина пассажиров, пользующихся общественным транспортом, – строители, перевозящие стройматериалы.
Russian town
Ялонгбей признан самым престижным районом на острове, здесь комфорт, тишина, гармония, отели с собственными пляжами. Может сложиться ошибочное впечатление, что отдых здесь многим не по карману! Но, между нами говоря, нет никакой колоссальной разницы между Ялонгбеем и местом обитания всех “руссо туристо” – Дадунхаем.
Во второй по величине туристской зоне в Санье – Дадунхае, многие общаются по-русски, и весь сервис “заточен” под русскоговорящих туристов. Это такой Russian town на Хайнане. Там шумно, многолюдно и весело. Преимущество: район гораздо ближе к центру Саньи. Минус – достаточно сложно почувствовать себя иностранцем, ведь тебя все понимают!
Как, наверное, и в любом уголке Китая, в Санье все пронизано духом грядущей Олимпиады. Поэтому олимпийский лозунг “Оne world – one dream” (“Один мир – одна мечта”) будет встречаться и в “ китайском раю” – на Хайнане.
Наш совет: загляните
На “край света”
Хайнань – международный курорт. Но, как это ни парадоксально звучит, большинство туристов здесь – с китайскими паспортами. Я заметила, что китайцы тяготеют больше к коллективному, чем к индивидуальному отдыху. Они очень организованны, на экскурсии ходят дружными рядами, гуляют группами.
Кстати об экскурсиях. В Юго-Восточной Азии они все схожи: парки с животными (чаще всего с обезьянами, слонами, крокодилами), “подводные миры” с морской флорой и фауной, буддийские комплексы, жемчужные фабрики... Все это интересно на уровне одного раза. Однако повторяться во время отдыха не запретишь, и каждый это делает в меру своих потребностей. Одни круглосуточно “лежат бревнами” на пляже, другие, как атомы, перемещаются с места на место. Отдыхающие китайцы мало купаются, предпочитая просто лежать в шезлонгах или прогуливаться с зонтиками вдоль берега.
Из всего множества экскурсий на Хайнане я бы посоветовала выбрать визит в парк “Край света”, а также к горячим радоновым источникам “Наньтянь”. Парк представляет собой коллекцию камней причудливых форм на живописнейшем берегу моря. Теперь смело заявляю, что была на краю света, при этом никого не обманывая! Радоновые источники никого не оставят равнодушными: купание в огромных ваннах с лепестками роз, в кофейной жиже, кокосовом молоке и многом другом сделает каждого чуточку счастливее!
Любимое нарушение – езда по встречной полосе
Почти все местные туристы носят цветистые, с пальмами, рубашки и шорты – это символический костюм Хайнаня. Причем если это одна семья, друзья, парочка… то наряды – подчеркнуто одинаковых расцветок. Для передвижения по острову и самостоятельного посещения экскурсий удобно пользоваться такси со счетчиком. К примеру, от нашей “Камчатки”, бухты Ялонгбей, до центра Саньи проезд обходился в среднем в 40 юаней. Учтите, что вечером действует договорная цена. На автобусах скорость, может, и не та, зато цена – от 5 до 7 юаней. Наравне с легковым транспортом по широким дорогам Саньи передвигаются на мотоциклах, мопедах, велосипедах. Все двухколесные при этом нагловато себя ведут, их любимое нарушение – езда по встречной полосе. Самое главное, курс валюты: 1 юань стоит 17 тенге. Обмен денег производится только и, еще раз повторю, только в гостинице, по месту проживания. В Пекине также можно поменять наличность в банке. Обменники не ищите, вы их не найдете, их нет, так как они считаются незаконными.
Не пропустите: “здравоохранительное мытье ног”!
С кухней на Хайнане нет никаких проблем – выбор еды безграничен. Пообедать или поужинать в каком-нибудь кафе-ресторане гораздо дешевле, чем у нас, – 1500–2000 тенге на пару человек. Китайцы достойны похвалы за то, что пытаются переводить меню на русский. Собственно говоря, в Санье три ходовых языка: китайский, русский и английский. Но иногда совсем непонятно, что за блюдо вам предлагают, так как переводы бессвязны, но умопомрачительно поднимают настроение. Вот некоторые ресторанные перлы: “Суп мозоли”, “Взрывает первоначально только рысаков немецкой стали”, “Документы зимы хорошие, сделанные втихомолку”, “Масло шевелит, жарит свежий овощ”. Трудности перевода встречаются не только в меню, но и на городских вывесках, например: “Здоровохренительное мытье ног” – это значит, что там находится массажный салон.
Хочешь жить долго? Кушай дуриан!
Кушать, конечно, приятнее и разнообразнее в центре Саньи – там раздолье для желудка: от брендовых фаст-фудов типа “Макдональдс” и КФС до свежих морских деликатесов, которые готовят на ваших глазах. Я не могла побывать в Китае и лишить себя удовольствия попробовать знаменитое блюдо “Утка по-пекински” и “Том ям”, тайский супчик из морепродуктов, который готовят во всей Юго-Восточной Азии. Кстати, полных китайцев я почти не встречала, и вообще статистика гласит, что на острове проживает множество долгожителей! В фирменный секрет долголетия, возможно, входит и то, что они употребляют в пищу экзотические фрукты: от рамбутана до дуриана.
Торгуйтесь, торгуйтесь и торгуйтесь!
Вам на 100 процентов будут говорить, что на Хайнане шопинг совершать непрактично, да и почти негде. Но кто ищет – тот и на Хайнане найдет занятие для души, как сказала одна актриса: “Я совершаю покупки, значит – существую”. А существовать на острове можно не хуже, чем на материке, цены от столичных отличаются незначительно, но уступают алматинским по всем показателям.
Поэтому берите все, что нравится, возможно, больше этого нигде не найдете. На Хайнане и с размерами гораздо лучше обстоят дела, чем в том же Пекине, где L – предел для модниц. И на вашу просьбу дать размер побольше продавцы будут отвечать свое коронное: “Вещь замечательно тянется! И налезет даже на слона…” Кстати, возьмите в привычку торговаться, ну разве что кроме тех мест, где цена фиксированная. Во всех остальных случаях можете смело делить цену пополам и даже в три раза от первоначальной суммы. На скромных иностранцах, которые не просят скидок, и держится весь местный бизнес. В маленьких магазинах нам неоднократно пытались продать товар не по его стоимости, а с накруткой. И с честными глазами продавец говорит, что, мол, этот ценник, который видят ваши глаза, – неправильный! Какого ж лешего он висит? “Развод” туристов – дело прибыльное для одной стороны и крайне неприятное – для другой.
Почти земляки
Самый большой шок от Хайнаня – это разрешенное курение во всех, даже самых немыслимых местах. Будь то автобус, где за нашей спиной дымят “человеческие паровозы”, или холл гостиницы, где пепел стряхивается прямо на пол… Общаться с другом на весь автобус – это тоже нормально, к разговору могут подключиться хоть все пассажиры! Традиционный китайский чай, который мы так любим, продается обычно на развес и, как ни странно, стоит по местным расценкам достаточно дорого.
На прилавках Хайнаня полно жемчуга, вам позволят убедиться в подлинности оного – попробовав на зуб или поцарапав по нему каким-нибудь острым инструментом. Нитку речного жемчуга можно купить всего за 30 юаней. Удовлетворение от пребывания на острове утроилось, когда нам повезло попасть на финал конкурса “Мисс мира-2007” в Санье, где мы встретились со звездой мирового бокса Виталием Кличко!
Знаменитый чемпион в супертяжелом весе затаился в малоосвещенном углу здания с сотовым телефоном в руке. Пока боксер общался с кем-то, мне удалось его разглядеть детально – Виталий в жизни выглядит еще габаритнее, чем на экране. Просто скала. На Кличко был черный парадный костюм, белая сорочка и строгий галстук. Я поздоровалась – он вежливо ответил. Виталий оказался приветливым и улыбчивым, без “звездного налета”. Во время “фото на память” разговор завязался как-то сам собой. Узнав, что я алматинка, Виталий стал еще добрее. Кличко воскликнул: “Да мы же почти земляки”, и вспомнил о периоде жизни его семьи в Казахстане. Более тесному знакомству помешал человек, сопровождавший боксера, который увел гордость Украины внутрь зала…
“Made in China” – самый глобальный бренд в мире!
Сложив в единое уравнение все достоинства и недостатки, я поняла, что у меня совершенно точно улучшилось личное мнение о китайской нации. Китайский не всегда означает поддельный или низкокачественный, и, как и в любой стране, там есть интеллигентные, а есть очень провинциальные персонажи. У нас сложилось предвзятое отношение ко всему китайскому, мы в психологической зависимости от их товаров, на нас влияет их численное превосходство, и подсознательно устрашает их вездесущность. Но оцените их вклад в современную жизнь, только представьте, что мы делали бы без них? “Made in China” – это не желание вмешаться в ваше благоустройство, это самый глобальный и популярный в мире бренд!