Тронуться можно

На прошлой неделе город встревожила весть: трамвайный парк в любой момент может остановить работу. 17 июля глава предприятия Анатолий УСПЕНСКИЙ на заседании областного совета общественности подтвердил опасения:

– Меня уговаривали не останавливать парк, но деньги кончились. Я в этом месяце перестал платить за электроэнергию.

Ситуация вокруг городского электротранспорта “искрит” не первый год. “КАРАВАН” уже рассказывал, как в переходный период мощное предприятие с подвижным составом из почти 6 десятков вагонов, крупным депо, административными зданиями, хозпостройками, техникой, детсадами, общежитием и так далее оказалось продано частникам за… 200 тысяч долларов (“Трамвай желаний”, № 4 от 25 января 2013 года).

Сегодня, спустя полтора десятка лет, результаты той приватизации налицо. Из огромного парка вагонов в работе остались 16, и те времен царя Гороха. К концу года, по прогнозу областного управления пассажирского транспорта, и этот мизер может сократиться. Состояние трамвайных путей – вообще тема из разряда безнадежных. Сколько нареканий звучало от акимата, прокуратуры, экологов! Но ситуация только усугубляется.

– В Алматы, Павлодаре обновили весь трамвайный парк, и как на их фоне выглядит Усть-Каменогорск, – возмутился председатель облсовета общественности Владимир ЛОПАТКИН– У нас же парк практически похоронили!

Собственники бизнеса пытаются убедить, что их трудности начались после того, как прокуратура запретила передачу трамваев в аренду индивидуальным предпринимателям. Если верить директору парка, эту схему он задумал исключительно для оптимизации налогов в самых благих целях – сэкономить средства на инвестиции в предприятие.

– К 2015 году мы планировали выйти в безубыточную зону, – заявил Анатолий Успенский.

В свою очередь прокуроры, которых еще три года назад поддержали все судебные инстанции, увидели в схеме с арендаторами прямое нарушение закона и способ уклонения от уплаты налогов. Был составлен акт с дополнительными начислениями на сумму около 100 миллионов тенге, арестованы банковские счета. С тех пор так долго тянутся разборки между предприятием и госорганами. Сейчас – очередная фаза обострения.

– Предприятие разваливается, – пожаловался общественникам руководитель “трамвая”. – Мы вынуждены остановить финансово-хозяйственную деятельность, 350 рабочих мест сократить. Для оплаты навязанных налогов придется разобрать вагоны, рельсы и продать их по цене металлолома.

– У нас в наличии более 30 тысяч подписей жителей Усть-Каменогорска в поддержку трамвайного парка, – добавила глава регионального профсоюза предприятий малого и среднего бизнеса Галина КАЗАНЦЕВА.

По большому счету, рядовому пассажиру фиолетово, по какой схеме предприятие платит налоги. Ему важно одно: чтобы трамвай, в который он сел, был исправен, удобен и безопасно доставил его до места. За приемлемую цену. И если вагоны и рельсы доведены до ручки, а собственник во всеуслышание пугает готовностью сбыть их на металлолом, возникает вопрос: как такое допустили руководители города?!

На сайте акимата Усть-Каменогорска среди функциональных обязанностей главы исполнительной власти Темирбека КАСЫМЖАНОВА значится: “Решение перспективных и текущих задач по реформированию, функционированию и развитию города”. Паралич трамвайного парка – это развитие города?! В задачи руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жандоса БАИРХАНОВА входит организация “нормального функционирования и развития систем инженерного обеспечения жизнедеятельности города”. Трамвайные пути и кабели без ремонта – это нормальное функционирование? А еще ведь есть областное управление пассажирского транспорта и дорог, есть курирующие заместители акимов, у которых в свою очередь свои помощники, специалисты, советники… Целая армия чиновников бессильна решить проблему общественного транспорта в областном центре? Тогда зачем они нужны и за что получают зарплату?

Ситуация с городскими автобусами ненамного лучше. При одном из самых высоких в республике тарифов состояние подвижного состава – аховое.

– Дымящие автобусы уже набили оскомину, – высказал возмущение директор областного центра экологической безопасности Геннадий КОРЕШКОВ– Почему в Усть-Каменогорск ввезли весь автохлам Казахстана? Кто санкционировал?

Примерно о том же в июне мы спросили городских депутатов и чиновников. Секретарь гормаслихата Александр АБАКУМОВ отделался такой откровенной отпиской, что сложилось впечатление – он не знает, что сказать. А замакима Владимир ГОЛОВАТЮК из шести вопросов объяснился только на тему, почему в раскаленном от летнего пекла городе пассажиров возят в автобусах с наглухо закрытыми окнами. Люди прозвали их “душегубками”.

– Автобусы изготавливаются в странах Скандинавии, где климат холоднее, – поделился знаниями замакима. – Они оснащены двойным стеклопакетом и системой принудительного воздухозабора. Так как остановочные комплексы расположены на расстоянии от 400 до 800 метров и из-за частого открывания дверей кондиционеры неэффективны.

Вот так: автобусы, оказывается, хорошие, подкачал усть-каменогорский климат – не соответствует скандинавскому стандарту. При этом на вопрос о суммах, потраченных на обновление подвижного состава, чиновник вспомнил только один автопарк, который 8 лет назад (!) вложил 110 миллионов тенге.

Стоит ли после этого удивляться “страшному состоянию” (по оценке областного совета общественности) местного пассажирского транспорта?

В советское время пассажирские перевозки носили ярко выраженный социальный характер и дотировались за счет прибыли от грузового транспорта. Цены на проезд были доступными. В переходный период государство освободило себя от транспортной заботы, передав предприятия в руки частников. Как любили тогда говорить – пустили в свободное рыночное плавание. Вот только с каким успехом оно идет? С одной стороны, в акиматах обязаны сдерживать тариф и не допускать, чтобы цены били по карману населения. С другой – увеличивать поступления налогов и обеспечивать, чтобы предприятия обновляли парк. Возможно ли это? В Казахстане немало городов, где обновлен почти весь подвижной состав. Каким образом? Дотациями? Отказом от налогообложения? Госзаказом? Для пассажиров все это не важно. Им главное, чтобы автобус или трамвай был безопасным, а условия проезда – цивилизованными.

Усть-Каменогорск