Три времени марта

"Покажите мне ваших потребителей, - и я скажу, что у вас за страна", - говорил мне еще в 1996 году один знакомый американец. Помнится тогда, сочных красок и ярких образов для описания армии казахстанских потребителей мне не понадобилось.
Прошло время, и в некоторых регионах республики появились вполне цивилизованные условия для потребителей. Также в стране появилась и, так называемая, "каста элитных покупателей товаров и услуг". Тех самых, которым все равно, что брать, - лишь бы подороже.
Весной потребители нужней политиков
Но нынешний политический полускандал по поводу "доисторического" характера защиты прав потребителей в Казахстане зародился отнюдь не в рядах этих, обласканных властью, людей. Наоборот, по всем законам демократического общества, шум начал набирать обороты в среде общественных организаций и парламентариев. В результате чего выяснилось, что, во-первых, количество организаций, защищающих права потребителей, сократилось в стране более чем в 2 раза. Во-вторых, законодательство, которым регулируются взаимоотношения между продавцом и покупателем, уже покрылось мхом. И, в-третьих, в республике уже четвертый год нет специального государственного органа по защите прав потребителей.
На все эти факты, напрямую касающиеся подавляющего большинства граждан Казахстана, правительство отреагировало достаточно вяло. Это и понятно, - ведь речь тут шла не о нефти или газе. Другое дело, что любое современное цивилизованное государство - это общество потребления. И именно, из-за уважения к каждому покупателю, местные фирмы и национальные бюджеты получают львиную долю доходов. Но такой "потребительский гуманизм", - явно не укладывается в головах наших правительственных топ-менеджеров…
Понятное дело, что исполнительная власть слышит депутатов только тогда, когда те, вдруг, начинают отстаивать ее интересы. В данном случае, высокопоставленные чиновники большой выгоды для себя не видят. Они, и без всяких реформ в этой области, являются группой полностью защищенных от всяческих невзгод потребителей. Но ведь не все вечно под луной, и послезавтра даже самый высокий бюрократ может стать обыкновенным пенсионером. И вот тогда-то он и вспомнит с каким пофигизмом он относился к нуждам простым потребителей. Но будет уже поздно. Потому что защитить его, болезного, будет некому…
Даже сейчас в жестких условиях законодательных анахронизмов общественные организации, защищающие права потребителей, умудряются ежегодно с помощью судов возмещать простым людям миллионы тенге. И за материальный и за моральный ущерб, нанесенный им нечестными продавцами товаров и услуг.
Но это, - "капля в море", и, в общем-то, исключение из правил. На самом же деле, пока нынешнее или, последующие правительства не решат кардинально проблему реальной защиты прав потребителей (в том числе, с помощью специального государственного органа), - так и быть нам, простым казахстанцам, фактически бесправными людьми. Людьми, которых и дальше будут обманывать.
Как будут развиваться события дальше предсказать достаточно трудно. "Битва за потребительское достоинство", - мероприятие бесконечное. Даже в цивилизованном мире.
Но, если сегодня и правительство и парламент и политические партии еще раз проигнорируют вопрос о реальной защите прав потребителей, то уже завтра мы рискуем получить общественное смятение, почище того, которое случилось тогда, когда группке олигархов взбрело в голову организовать политическое движение. Потому что над людьми нельзя ежедневно издеваться.
Даже в магазинах.
"Час Х" грянет летом. Не позже
Нынешний год в Казахстане можно смело назвать годом новых государственных программ и планов. Уже в марте можно с удовлетворением отметить, что разработана и одобрена в целом Программа Индустриальной политики республики; готовятся мероприятия в контексте программы по снижению бедности в 2003 - 2005 г.г.; разрабатывается Индикативный план социально-экономического развития на 2004-2006 годы, и т.д. и т.п.
Практически во всех подобных случаях мы сталкиваемся с активной работой "новичка" на бюрократическом фронте страны - министерства экономики и бюджетного планирования. Созданное около года назад, оно продолжило славные традиции советского Госплана, и стало живым подтверждением тезиса о том, что планировать государственную экономическую политику надо в одном месте. Правда, к сожалению, пока в нашем правительстве главенствует принцип: от каждого министерства по наглости, каждому министерству - по "бюджетной шапке".
Исправить эту ситуацию была призвана Госкомиссия по совершенствованию государственного управления и системы межбюджетных отношений. Нельзя сказать, что ее работа за минувший год была совсем уж эффективна, но, все-таки…
Впрочем, работа эта носит достаточно странный характер. Так как, некоторые министры явно противостоят децентрализации власти. Нет, они не кричат об этом с трибун. они для этого слишком опытные. Просто такие члены правительства тихо саботируют работу данной Госкомиссии, а также изнуряют поправками и глупыми вопросами разработчиков.
Ну, а пока министры противостоят друг другу в перераспределении полномочий, нижестоящие уровни власти, не то с надеждой, не то с ужасом ожидают окончания этой бюрократической битвы. Жить по старому - они уже не могут; а по новому - сильно опасаются. И только члены местных маслихатов "рвутся в бой", и требуют денег и полномочий для регионов. Самое интересное, что объективно они правы, т.к. в некоторых регионах республики бюджетная ситуация стала доходить до абсурда. В результате чего, экономически мощные населенные пункты у нас вдруг стали дотационными. И яркий пример тому г. Усть-Каменогорск…
Когда сегодня в правительстве говорят о том, что всего через пару лет в нашей стране останется "всего" 800 тысяч граждан, живущих за чертой бедности, - хочется спросить: а вы, господа, хоть день жили за этой чертой? Ведь, Государственные документы по борьбе бедностью, или за возрождение аула, - остаются просто бумажками, если за ними не видно судеб конкретных людей. Таких, например, которые живут в Талгарском районе Алматинской области. Вы знаете, чем он уникален? Тем, что местный районный центр даже не имеет собственного бюджета…
Месяц назад спикер мажлиса Жармахан Туякбай публично заявил о том, что "регулировать из центра все возникающие на местах проблемы не возможно". При этом он подчеркнул, что современная система государственного управления выстроена в республике по иерархическому принципу. В силу чего, у местной власти нет мотивации по социально-экономическому развитию регионов. Когда такие вещи говорит один из главных людей в стране, становится понятным, что совсем скоро правительству будет уже очень сложно оттягивать принятие официальных решений по совершенствованию госуправления и системы межбюджетных отношений. И даже необходимость изменения для этого полутора сотен законов республики, - явно не станет серьезным тормозом для исполнения данных решений.
Вот, в общем-то, и все. "Час Х" реформы госуправления и межбюджетных отношений приближается. И очень интересно тогда будет посмотреть на тех членов правительства, которые сегодня ей противодействуют. Хотя, скорее всего, они к тому времени уже не будут членами правительства.
Давайте уже к осени станем маргиналами!
Но пока суть, да рыночные реформы, пока совершенствование межбюджетных отношений, да политическая демократизация, - Казахстан стал катастрофически терять свой культурный потенциал. Более того, понятие "культура" в нашей республике за последние 10 лет, вообще, практически потеряло свой смысл.
Современная ситуация с культурой в республике напоминает анекдот советских времен: про то, что во время победного шествия к коммунизму никто никого не обещал кормить. Сегодня власти пошли еще дальше. На пути к светлому рыночному обществу нас не только не кормят, но дополнительно еще и пытаются превратить в одноклеточных существ. Которые не помнят, ни своей истории, ни своей культуры.
Вы только прислушайтесь, - на каком суррогате мы сегодня говорим? Что по-казахски, что по-русски. А какие фильмы смотрим. Про книги, спектакли и филармонии, - я, вообще, промолчу, т.к. старшему поколению сейчас не до них, оно выживает; а большинство молодых казахстанцев даже и не догадываются, что подобные вещи существует.
В то же время, нельзя сказать, что огромный поток худших образцов зарубежного искусства поступает к нам по чьему-то недосмотру. Наоборот, сегодня уже можно утверждать, что чиновники, отнюдь, не проиграли, - они просто продали нас всех современной западной суррогатной культуре.
На этом фоне, практически "глотком свежего воздуха" можно назвать те мероприятия, которые ныне проходят в рамках Года Казахстана в России. Наконец-то, наши мастера культуры, выжившие в борьбе с рынком и собственным правительством, смогли показать своим соседям образцы своего искусства. И этому не помешали ни вполне естественное волнение, ни зачем-то поехавший вместе с ними министр культуры г-н Кул-Мухамед.
Когда мы говорим о культуре, в первую очередь вспоминаем историю. Хотя, честно говоря, в последнее время делаем это все реже. Намного чаще это делают иностранцы, которые, поражаясь нашим уникальным археологическим находкам, никак не могут понять: почему казахстанскому правительству эти находки не нужны? Впрочем, чему тут удивляться: ведь наших чиновников от культуры больше интересует, когда в Астане будет построен очередной музей (теперь археологии и этнографии), чем уникальные памятники истории, разбросанные по всей территории республики…
В принципе, проблема развития культуры в обществе, - сколь политическая, столь и экономическая. Сегодня мы говорим о том, что плохое качество учебников, заказываемых государством, нищенское существование библиотек, театров и филармоний, субсидируемых из бюджета, и, наконец, полное отсутствие у правительства внятной политики в области культуры, - всего за каких-то 10 лет до неузнаваемости изменило казахстанское общество. Ныне подрастающее поколение просто не ведает о лучших образцах культуры, а старшее поколение о них уже забыло. Зато, мы научились бурно строить новые скульптуры…
Но, если в некоторых регионах республики к вопросу сохранения архитектурных памятников все же относятся с пониманием, то есть у нас города, где упорно борются не только с советским прошлым, а и вообще с прошлым. Приводить здесь их названия - страницы не хватит. А ведь за каждым памятником стоит история. А за каждым решением о его сносе, - тупость местного чиновника, не одергиваемого из правительства.
Подводя итоги этого разговора, хочу сказать вот о чем. Если мы хотим через десять лет иметь в республике общество ничего не помнящих маргиналов и люмпенов, разъединенных к тому же еще и по национальному признаку, - то лучшего министра культуры и общественного согласия, чем г-н Кул-Мухамед нам просто не найти.
Ведь, именно он своими чиновничьими действиями отталкивает людей от культуры; именно он разделяет отечественное искусство и СМИ по языковому признаку; именно он тратит по 4 миллиарда бюджетных тенге в год на производство телепередач, которые кроме него никто не смотрит; именно он считает нормальным, что административные затраты возглавляемого им министерства могут более чем в 2 раза превышать расходы на развитие государственного и других языков.
И очень жаль, что руководство страны до сих пор не понимает, что культура - это сфера политических интересов государства.