Три мифа о том, как кочевали казахи

Редакция рассказывает, почему это не так и каким правилам на самом деле подчинялось кочевье казахов.

Каждому - свое

Казахи кочевали всеми известными способами, что определялось разнообразием условий на огромной территории. У жителей Семиречья и Центрального Казахстана были исключительно практические причины для того, чторбы кочевать по-разному.

Места кочевий для каждого жуза, рода и аула были четко определены и закреплены. Такая схема позволяла избежать многих проблем, в частности столкновений из-за корма и водопоев для скота. Благодаря тщательно выстроенным маршрутам стада не смешивались, а пастбища не истощались, что помогало сохранять главное богатство степняка - скот.

Кроме того, это позволяло гонцам находить нужный им аул и передавать важные новости.

Земли для кочевки обсуждались на собраниях старейшин и нередко становились поводом для конфликтов, но большинство казахов с детства ходило по дорогам своих предков, не посягая на чужие угодья.

Сезонные пастбища были четырех видов: жайляу - летние, кузеу - осенние, кыстау - зимние и коктеу - весенние. Маршруты между ними выстраивались, как правило, с юга на север и с севера на юг, а в горных регионах снизу вверх и обратно, и имели протяженность от 40 до 1200 километров в одну сторону.

В богатых осадками, а значит, и растениями районах не было необходимости уезжать далеко. В степи же овец и лошадей, а значит, и их хозяев, как в поговорке, кормили ноги. Именно в таких местах достаточно было пройти 50 километров, а скот зимой забивали не так массово и отправляли пастись в поймы рек, богатые кормом даже в зимнее время.

По оси север-юг кочевали жители степных районов, и от зимовья до летовки они могли преодолевать огромные расстояния. Выехав с кыстау, аул останавливался на несколько дней только там, где хватало корма и воды. Если земли были скудными, стоянка занимала максимум пару дней. Если на месте остановки хватало корма, аул мог стоять здесь целую неделю.

Маршрут кочевья определял и выбор скота для разведения. Аулы, которые проходили за лето большие расстояния, разводили исключительно лошадей, верблюдов и овец, которые были способны выдержать длительные переходы и самостоятельно найти себе подножный корм даже в холодное время года. Если же расстояние между жайляу и кыстау было небольшим, люди могли позволить себе разводить коров.

На одном месте

Второй миф заключается в том, что у казахов якобы не было стационарных жилищ и они круглый год жили в юртах.

На самом деле существовали не только постоянные дома и хозяйственные постройки в выделенных каждому роду урочищах, но и оседлые жители, которые охраняли и поддерживали их в порядке, пока остальные кочевали на жайляу, и готовились к зиме, в частности собирали сено. Жилища обычно были глинобитными или деревянными.

Этих жителей называли жатаками, и обычно ими становились представители самых бедных слоев населения. Чаще всего у жатаков просто не было нужного для кочевки количества скота, поэтому они были вынуждены работать на бая, которому принадлежала зимовка. У источников пресной воды они сажали культурные растения, которые не требовали большого количества усилий для выращивания.

Например, широко известно урочище Жидебай, где родился и жил Абай Кунанбаев. Зимовье появилось здесь в середине XIX века благодаря султану Кунанбаю Оскенбайулы. Абай построил здесь медресе в 1880 году и провел в Жидебае последние 10 лет жизни. Именно в те годы появились самые крупные его произведения, в том числе "Слова назидания". Дом Абая в Жидебае был разрушен, но позже реконструирован.

Другим примером можно назвать аул Сырымбет, в котором жила бабушка Чокана Валиханова. Для аула XIX века Сырымбет обладал прекрасной инфраструктурой, включая школу, мечеть и мельницу.

Жить отдельно

Еще один важный момент, который помогал казахам жить в гармонии с природой, не истощая ее ресурсы, - своевременное разделение аулов. Сыновья кочевали с отцом, пока людей и их скота не становилось слишком много. Так, например, считалось, что в ауле должно быть не больше 1000 овец, иначе за ними становилось трудно ухаживать. Дети не должны были находиться с родителями рядом всю их жизнь, зачастую со стариками оставался только один сын со своей семьей.

По достижении же порогового значения один из сыновей отделялся вместе со своими юртами, скотом и людьми, которые помогали ему поддерживать хозяйство. После этого на совете старейшин новому аулу выделялись угодья для кочевки. Процедура повторялась по мере необходимости.