Три беды Шымкента

На прошлой неделе у городского акимата Шымкента собрались со своеобразным пикетом протеста руководители дорожно-строительных фирм. Бизнесмены пытались выяснить, когда же акимат наконец выделит средства на ремонт автомобильных дорог.

По программе “Дорожная карта” с начала этого года на ремонт шести улиц Шымкента в бюджете было заложено 1 миллиард 300 миллионов тенге. Госзаказ, как и положено, распределялся посредством тендера, где были определены победители – три дорожно-строительные фирмы. К середине марта победители получили протокол, где указывалось, что к 19 марта с дорожниками будут заключены соглашения. По которым, в частности, положено перечисление 30 процентов от общей суммы госзаказа. Но строителям предложили не ждать первого транша, а начинать работы на собственные средства. Дорожники приступили к работе.

Однако никаких договоров с компаниями никто не торопился заключать.

Владельцы компаний вначале пытались напомнить о своем существовании, чуть ли не ежедневно навещая городской акимат. Но им неизменно советовали “зайти завтра”.

Предприниматели попытались выяснить вопрос с бюджетными средствами в казначействе. И тут с удивлением узнали, что положенные на строительство шымкентских дорог деньги давно выделены! Более того, казначейство уже собиралось отозвать эти средства из бюджета Шымкентского акимата как… неосвоенные.

Поэтому владельцы строительных фирм и пришли к акимату.

Однако в жилищно-ком­мунальном отделе горакимата, где дорожники пытались задать свои насущные вопросы уже вместе с журналистами, вдруг выяснилось, что здесь… внезапно заболели все сотрудники, ответственные за данное направление работы!

Теперь строители в раздумьях: продолжать ли строить дороги на собственные средства или бросить ремонт буквально на полдороге?

Доказательств недостаточно?

Надо сказать, отвратительное качество шымкентских дорог – вечная тема.

В 2007 году шымкентский адвокат Мусатай БЕКТАСОВ попробовал создать прецедент и подал иск на транспортные службы городской и областной администрации. В своем судебном обращении он указывал, что крайне плохое состояние и качество шымкентских дорог привело к преждевременному износу и поломке его нового автомобиля “Мерседес”. Истец требовал взыскать с муниципальных служб возмещение причиненного ему убытка в размере 39 тысяч тенге, а также 3 миллиона тенге за моральный ущерб.

– Я ежемесячно и в полном объеме оплачиваю все налоги, в том числе и немалый транспортный налог. И как добросовестный налогоплательщик вправе требовать от властей, чтобы они использовали мои налоги по назначению и эффективно! – считает адвокат. – Но если власти не желают или не умеют на мои деньги содержать в надлежащем виде городские дороги, то они должны возмещать налогоплательщикам связанные с этим убытки.

В качестве доказательств истец представил суду с полсотни фотографий шымкентских дорог и, в частности, той трассы, по которой адвокат ежедневно ездил из дома на работу и обратно.

Суд длился два месяца, после чего судья Жанат АСАНОВА отклонила требования истца “за недостаточностью оснований”.

Осталось неизвестным, какие еще основания нужны были суду и по каким дорогам ездят на работу шымкентские судьи, так как езда практически по любой дороге обеспечивает автомобилисту возможность убедиться в “качестве” шымкентских дорог буквально собственной “пятой точкой”.

В общем, прецедента не получилось. А жаль. Теперь городские власти поняли: их даже в суд за плохие дороги “притянуть” нельзя...

У нас такие дороги, которые мы заслуживаем

И ведь не сказать, что не ремонтируют дороги! Ежегодно на ремонт и строительство дорог только в Шымкенте выделяются миллиарды тенге. Дорожно-строительные работы идут почти постоянно, создавая невиданные заторы по всему городу. Ежегодно власти клятвенно заверяют, что уж на этот раз ремонт будет качественным и долговечным. Однако уже к следующему году от прежнего ремонта не остается и следа. Вопрос, почему так происходит, мучает всех. Вроде и бюджет уже практически сопоставим с дорожными вложениями где-нибудь в Финляндии. И к работам в качестве подрядчиков привлекают вроде бы солидные европейские компании. И строительство идет по международным технологиям. Но почему вопреки всем расчетам в Финляндии дороги держатся по нескольку лет, а у нас не выдерживают и одной зимы?

Свой ответ на этот вопрос дали немецкие строители, которые в 2008 году вели капитальный ремонт центрального шымкентского проспекта им. Тауке хана. Немцы работали на собственной технике, с немецкой аккуратностью и добросовестностью. Заподозрить их в том, что они воруют асфальт или не докладывают чего-то в состав дорожного покрытия, или экономят на укатке и трамбовке, было невозможно. И настоящей сенсацией стало, когда хваленый немецкий асфальт вспух уже на следующий день по окончании работ. Немцев, которые еще уехать не успели, конечно, сразу подтянули “к месту происшествия”. И тут они высказали нам свои претензии. Оказывается, у них в Германии, когда ведется строительство или ремонт дороги, достаточно просто поставить с обоих концов ремонтируемого участка соответствующие дорожные знаки. И никто из автомобилистов по этой дороге уже не поедет. Потому как в Германии понимают: нужно не просто уложить и утрамбовать полотно, но и дать асфальту элементарно высохнуть. Хотя бы день-два.

В Шымкенте немцы также поставили запрещающие знаки. Но некоторые дорогостоящие иномарки вопреки всем запретам гнали по свежеуложенной трассе. Нисколько не смущаясь, что после них в мягком асфальте остается колея. И такие “крутые” упорно рвались вопреки запретам даже после того, как на перекрытие трассы были вызваны сотрудники дорожной полиции!

– Таких автолюбителей даже немецкие автобаны не выдержат! – высказали свое заключение заморские строители-дорожники.

Так что, похоже, в Шымкенте не две, а три беды. И все три связаны с дорогами…