Как оказалось, отдел регистрационно-экзаменационной работы управления административной полиции ДВД Алматы выдавал водительские удостоверения наркоманам и людям с психическими расстройствами. Как так вышло, никто не объясняет. Но департамент полиции Алматы поспешил изъять права через суд.
10 и 11 января этого года Бостандыкский районный суд города Алматы вынес два интересных решения. В обоих случаях истцом выступал департамент полиции Алматы, а ответчиками - простые автолюбители.
Медиа-портал Caravan.kz приводит краткую трактовку официальных документов, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК.
У вас диагноз, поэтому права мы вам дадим, но ненадолго...
В двух судебных делах представители полиции обращались с целью прекратить действие водительских удостоверений, которые были выданы ранее.
В первом случае молодой человек получил права в июле 2018 года и стал полноправным участником дорожного движения в городе Алматы. Но уже в ноябре ДП Алматы сделал запрос в Алматинский центр психического здоровья, где выяснилось, что данный гражданин состоит на учете с диагнозом «наркомания». Каким образом ему было выдано водительское удостоверение – непонятно. В итоге суд принял решение лишить водителя прав.
Во втором случае ответчиком стал гражданин пенсионного возраста. Его права были перевыпущены в сентябре 2018 года, но у департамента полиции вновь возникли вопросы. Опять был отправлен запрос, и выяснилось, что пожилой мужчина ещё с 2000 года состоял на учете как психически нездоровый, а также регулярно посещал врача и принимал нейролептики.
Как заявил ответчик, на учет в психдиспансере он был поставлен после избиения. На прием к врачу он ходит ежемесячно. Считает себя здоровым, поэтому таблетки не принимает и лечится кумысом. Но суд с его мнением не согласился. И опять же вынесено решение о лишении прав.
Как же так получилось?
Естественно, обе эти ситуации вызывают как минимум один вполне резонный вопрос. Если эти люди стояли на учете, то каким образом им были выданы права? Причем выдавались они подотчетными департаменту полиции Алматы органами, а теперь же им и изымаются.
Ответить на этот вопрос корреспонденту медиа-портала Caravan.kz помог председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ.
- Каким образом людям с психическими заболеваниями и диагнозом «наркомания» могли выдать права?
- Во-первых, возможно, что виной всему нестыковка баз данных. Раньше, получая права, необходимо было ездить и брать бумажные справки. Потом эти базы начали потихоньку объединять, и в теории появилась возможность сразу увидеть, что человек не имеет права получить водительское удостоверения по тем или иным обстоятельствам.
Есть вероятность, что на этапе согласования и подключения этих баз друг к другу часть информации могла выпасть или записаться неправильно. Для IT-сферы это вполне обычная и стандартная ситуация. Происходит это везде, хоть в государственных, хоть в частных структурах. При миграции или же объединении баз данных возможны подобного рода ошибки.
Во-вторых, если рассматривать вариант с психическими заболеваниями, то они бывают разной тяжести. Часть этих заболеваний не исключает возможности управления автомобилем. Существуют специальные медицинские перечни, в которых указана информация об этом.
Плюс сегодня человек мог болеть, а уже завтра выздороветь, или же вчера он при получении прав был здоровым, а через месяц у него случилось что-то с головой, и он заболел. Соответственно на сегодняшний день он уже не может водить автомобиль.
В-третьих, все могло пойти по совершенно «фантастическому» сценарию – что-то могло делаться за деньги. Хоть «фантастический» и в кавычках, но в нашей стране это тоже не исключено. Особенно это касается регионов, где до сих пор документооборот происходит по старинке - с бумагами. В подобных местах эта справка может быть каким-то образом «случайно» выдана человеку.
- Как получилось, что человек с психическим заболеванием водил автомобиль в течение 19 лет и никто это не проверял?
- Раньше подобной информацией располагало министерство здравоохранения, и у полиции совершенно не было доступа к этим базам данных. Сейчас я не могу сказать точно, какой информацией может обладать полиция. Может ли полицейский во время остановки авто сделать запрос и получить сведения о наличии психических заболеваний?.. Мне это неизвестно. Но по-хорошему эта информация должна выводиться.
- А входит ли в обязанности полицейского проверять информацию о том, здоров ли водитель, которого он остановил?
- Согласно Закону «О дорожной безопасности» есть ряд необходимых документов, которые водитель обязан предъявить полицейскому при остановке. В этих рамках полицейский может проверить информацию. Плюс ему доступна информация, находится ли автомобиль в угоне или же водитель в розыске. Но я почти на 90 процентов уверен, что данных о состоянии здоровья на момент проверки документов у них нет. Эксперт предложил альтернативу введению платных дорог в Алматы
Если человеку выдали права и они действительные, неподдельные, то проверка остальной информации не входит в компетенцию дорожного полицейского. Он обязан проверить, что права легальные, что все в порядке со сроком действия, что права принадлежат именно этому человеку. Иначе можно углубляться до бесконечности, проверять больной или здоровый… И это будет отнимать очень много времени.
- Что нужно изменить, чтобы подобных ситуаций не происходило?
- По-хорошему подобные вещи должны фиксироваться в единой базе данных – всё, что касается выдачи прав, состояния здоровья, судимостей и лишения прав. В единой базе данных должны отображаться все критически важные требования, которые так или иначе влияют на возможность выдачи водительского удостоверения.
Права сейчас выдаются на 10 лет, и все эти 10 лет человека никто больше никак не проверяет. Вы можете обратиться к врачу, вас начнут лечить, но это никак не отобразится в полицейских базах данных и не повлияет на ваши права. Поэтому в данной ситуации мы не застрахованы от подобных нюансов.
Сегодня выдали человеку права, а через год, два, три человек заболел, стал наркоманом и может быть потенциальной опасностью для других участников дорожного движения. Поэтому пока не будет единой базы данных, такие случаи будут происходить.