Трассы усеяны могилами

На каждый километр наших трасс приходится в среднем 39 дорожно-транспортных происшествий.

Как правило, в каждом третьем случае – летальный исход.

Одна из причин кровавой статистики – состояние дорог. Каждый год в асфальт закатываются миллионы тенге, но страшных аварий меньше не становится…

Неожиданная беседа случилась у меня с директором Казахстанского дорожного научно-исследовательского института Багдадом Телтаевым. На вопрос, как вы оцениваете состояние казахстанских дорог, ученый заявил, что трассы у нас очень хорошие, работа ведется, глядишь, так и до мирового уровня дойдем… Отсутствие хотя бы намека на критическую оценку очень настораживает. Неужели все так плохо, что даже ученые опасаются говорить о реалиях? Найти достоверную информацию удалось, только совершив поездку по нашим республиканским трассам.

Не дорога, а кладбище

Мы выехали из Алматы в сторону Астаны рано утром и только к полудню были на Балхаше. Участок дороги до Сарышагана стал настоящей мукой. Казалось, что на дороге началась буря, асфальт пошел волнами, на большой скорости такой гребень способен запросто выкинуть машину с дороги. Позже знакомый специалист объяснил, что причина такого “поведения” дороги – это некачественное выполнение дорожных работ. Экономия и отсутствие в расчетах такого важного факта, как климатические особенности.

После волн начинаются ямы. Мы стали свидетелями страшной аварии. Две легковые машины, объезжая ухабы, столкнулись лоб в лоб. Капот одной из машин был смят как бумага. Уже на обратном пути, проезжая этот отрезок, мы увидели свежий надгробный памятник. Еще одна жизнь прервана на трассе.

Чуть дальше злополучного участка на обочине лежала малолитражка, за рулем которой была женщина. Из разбитого окна ветер выдувал яркий платок, призывая на помощь. На этой же трассе в районе Балхаша рядом с дорогой мы увидели остов обгоревшей машины. Трагедия, скорее всего, произошла ночью… Трасса усеяна надгробными памятниками, складывается впечатление, что ты едешь по кладбищу. Вот стоят три скалы: высокая, средняя и совсем маленькая, на этом месте погибла целая семья. На другом бугорке – колесо от машины в траурных лентах.

Машина, проскакав по ямам, нуждается в серьезном ремонте и осмотре, но где найти эту помощь на дороге? Нормальная инфраструктура вдоль наших дорог так и не появилась. Водители едут на свой риск и страх. На обочинах целая коллекция из разорванной резины. Лопнувшее колесо – это еще один смертельный риск, ведь справиться с управлением в критической ситуации на большой скорости на столь узкой дороге практически невозможно...

Даже в столицу – по ухабам

Дорога Алматы–Астана восстанавливалась в 1997–2003 годах. С тех пор асфальтное полотно местами превратилось в месиво. Дорога строилась на день вчерашний, а о будущем, похоже, в те годы никто и не подумал. Одна из ключевых магистралей была выполнена в третьей технической категории. И это дорога в столицу! В 2007 году вице-министр транспорта и коммуникаций Абильгазы Кусаинов (сейчас он министр) признал, что дорога не справляется с интенсивностью движения, и сообщил, что она частично будет переведена в первую категорию – шесть полос движения уже в 2009 году. Время пришло, но дела не поспевают за словами чиновников.

Один из самых опасных участков этой дороги Курты–Бурыбайтал теперь планируют реконструировать только в 2014 году! Сколько еще жизней унесет дорога за эти годы? Только за шесть месяцев этого года на дороге Алматы–Астана произошло 102 ДТП, 52 человека погибли, 131 получил тяжелые травмы. Но, как выяснилось, – это еще не самая опасная трасса. Есть и похуже…

Самые опасные трассы

Протяженность дорог в Казахстане – 93 тысячи 600 километров. Согласно статистике, на каждую тысячу километров наших дорог приходится 39 ДТП. При этом количество случаев со смертельным исходом на трассах республиканского значения превышает показатели в черте города в три раза! Из ста пострадавших погибают 26 человек. Причем в ответе комитета дорожной полиции по этой печальной статистике не оказалось такой причины, как плохое состояние дорог.

В то же время рейтинг самых опасных дорог возглавляют как раз-таки те трассы, на которых есть разбитые участки. Почему это не ложится в основу анализа?

– Одной из самых аварийных трасс считается Алматы – Шымкент– Термез. Здесь с начала этого года произошло 171 ДТП, погибло 94 человека, – сообщил нам старший инспектор отдела по организации дорожного движения комитета дорожной полиции РК Абылжан Алпысбаев.

На дороге Алматы – Хоргос за 6 месяцев произошло 88 ДТП, в которых погибло 29 человек.

По данным, которые нам предоставил комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций, только 30 процентов всех дорог Казахстана находятся в хорошем состоянии. В то же время, несмотря на высокую аварийность казахстанских дорог, во время нашего путешествия мы не увидели ни одного знака с указанием номера экстренных служб. Люди, попавшие в беду, остаются без помощи часами, и их жизни зависят только от проходящих мимо машин.

Куда уходят деньги?

Понятно, что могут ответить чиновники, но вопрос о том, почему у нас такие дороги, дескать, бюджет не резиновый. Но в этом году, как выяснилось, выделили 199, 2 миллиарда тенге! И это – в кризис, со всякими “сиквестированиями”. В прошлых годах в асфальт закатали еще сотни миллиардов…

Помимо денег на ремонт и строительство выделяются средства на содержание дороги. На один километр дороги, оказывается, уходит около 300 тысяч тенге. Как нам пояснили специалисты, под содержанием дороги подразумевается очистка, озеленение. Но озеленения посреди наших степей мы так и не встретили...

Львиная доля средств уходит на мегастройки, например, на дорогу Астана – Щучинск, стоимость которой составляет 114, 4 млрд. тенге. И пока внимание чиновников приковано к этому объекту, остальные дороги приходят в катастрофическую негодность. Но даже на “дороге жизни”, как уже прозвали в народе бетонную магистраль до Щучинска, уже гибнут люди. Причина, по словам специалистов, – неправильная организация ремонтных работ.

Ремонт дорог ценою жизней

Дорога первой категории, которая ведет из Астаны в Боровое, тоже пополняет статистику аварийности. Мы проезжали по этому участку – здесь идеальное бетонное покрытие, разрешенная скорость – до 120 километров в час. Но дорога не закончена, идут ремонтные работы, одновременно возводится несколько мостов, идет укладка полотна.

Рано утром 20 июля большегрузная строительная машина столкнулась с “Мерседесом”, в котором находилось пять человек. Легковушка выезжала из Щучинска. МАЗ, который обслуживал строительство, протаранил машину. Он протащил легковушку 15 метров, скинув ее в котлован, засыпав 20 тоннами бетона.

– Когда машину вытащили, она была вся сплющена, все, кто находился в “Мерседесе”, погибли, – рассказывают сотрудники дорожной полиции. – Водитель строительной машины знал эту дорогу, он совершал по несколько рейсов в день на этом участке.

Все красиво – только на бумаге

Специалисты предполагают, что трагедия произошла именно по причинам нарушения режима труда и отдыха. Работа на этом участке идет день и ночь… Непродуманная организация по ремонту дорог порой наносит ущерб даже больше, чем ухабы.

Например, нет знака о ремонте, и машины влетают “в ловушку”, оставляя на дороге колеса и стекла… Один из таких участков, который не был перегорожен, оставил нам на лобовом стекле на память огромную трещину. От свежепокрытой дороги отлетел увесистый камень.

Объездные пути на таких участках придумывают сами водители. От Костаная до Астаны, ближе к столице, дороги перекрыты. Машины едут прямо по степи. В официальных ответах чиновников от транспорта красиво написано, что объездные пути предусмотрены и якобы укреплены даже щебеночным материалом. Но мы таких дорог так и не увидели…

Кстати

Протяженность автодорог общего пользования в Казахстане – 93, 6 тыс. км, из них республиканского значения – 23, 5 тыс. км, областного и районного значения – 70, 1 тыс. км.

В 2009 году на развитие автодорожной отрасли выделено 199, 2 млрд. тенге. Из них на дороги республиканского значения – 101, 1 млрд. тенге.

На строительство и реконструкцию – 79, 9 млрд. тенге, капитальный ремонт – 7, 1 млрд. тенге, средний ремонт – 7 млрд. тенге, на текущий ремонт и содержание – 7, 1 млрд. тенге.

На автодороги областного и районного значения было выделено 98, 1 млрд. тенге.

Александра МЫСКИНА,Алматы–Караганда–Астана–Кокшетау–Костанай