Транссибирская магистраль. Начало

По предварительным расчетам, стоимость проекта определялась в 350 миллионов рублей золотом. Решили удешевить и в 1891–1892 годах урезали технические условия до минимума: уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, укладывали облегченные рельсы и шпалы. Намечали строить только большие железнодорожные мосты, средние и малые должны были сделать деревянными. Меж тем условия были суровыми: непроходимая тайга, могучие сибирские реки, озера и болота. Приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели… План строительства разрабатывал министр финансов С. Ю. Витте. Он предложил сооружать магистраль отдельными участками, поощряя при этом освоение прилегающих земельных округов, развитие речного судоходства и заводской промышленности. Маршрут Западно-Сибирской линии проходил через Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск. Почти полторы тысячи километров. Строительство началось в мае 1891 года.

Те годы были засушливыми, неурожайными, возник голод, особенно в Поволжье. Спасаясь от смерти, крестьяне центральных губерний устремлялись в города на строительство железной дороги. На Транссибе трудилось почти десять тысяч человек, а через три года это количество увеличилось до 90 тысяч. Работы не прекращались даже в морозы и метели, недостаток в технике компенсировался дешевой рабочей силой – главным образом переселенцев. Михаил КОЧНЕВ родился в 1873 году, более 60 лет проработал на железной дороге, опытнейший машинист. В 1896-м приехал в Петропавловск из Нижнего Тагила. В своем дневнике, который хранится в историко-краеведческом музее Петропавловска, через историю своей семьи Кочнев описывает события, происходящие в стране: “В то время шла постройка великой Сибирской железной дороги. Слухи были заманчивы, что заработки больше, но слово “Сибирь” пугало, в Сибирь ссылали преступников, а тут, выходит, самому нужно ехать…”.

 В строительстве магистрали участвовало много талантливых русских инженеров, среди них – Н. А. Белелюбский, инженер-проектировщик и строитель мостов. Он автор 100 проектов больших мостов, в том числе через реку Ишим в Петропавловске. Руководил строительством мостов через реки Ишим, Кыштым и Обь талантливый инженер Н. М. Тихомиров. Его работа была оценена очень высоко – “за отличную, усердную и ревностную службу” Тихомирову был пожалован орден Святого Святослава III степени.

– По быстроте сооружения (12 лет), по протяженности (7,5 тысячи  километров), трудностям строительства и объемам работ великая Сибирская дорога не знала себе равных в мире, – говорит заведующая историко-экспозицион­ным отделом Северо-Казахстан­ского областного музея Татьяна ЛАНЬЩИКОВА.

В 1891–1892 годах в двух километрах от города на месте будущей станции были построены дощатый барак, два запасных пути и несколько землянок. 11 июня 1894 года на станцию Петропавловск прибыл первый поезд – паровоз с двумя пассажирскими вагонами во главе с самим министром путей сообщения России. Местные газеты, описывая столь важный день истории города, уверенно заявляли: “Отныне город вступает в эпоху цивилизации…”.

 – В августе 1894-го открылось регулярное движение пассажирских поездов на всем участке от Кургана до Омска в пятьсот с лишним верст. Рейс до Омска длился несколько дней. Тянули состав паровозы “русачки-трехпарки”, названные потому, что были изготовлены в России на Коломенском заводе. Трехпарки – по числу колесных пар, – поясняет Татьяна Ланьщикова.

– В зиму 1896-го мы получили четырехосный паровоз, он был настолько велик, что казался горой, – вспоминал М. С. Кочнев. Первые товарные вагоны походили на крестьянские телеги, колеса вагонов были деревянными (из дуба) и только шипы – бандажи с гребнем – железными. Соединялись вагоны между собой цепями. Торможение состава производилось ручными тормозами, его выполняла специальная бригада тормозильщиков. Вдоль всего состава протягивалась сигнальная веревка, ее привязывали к колоколу или свистку паровоза.

Место остановки первых поездов на станции в ночное время освещалось кострами, для чего днем устанавливались колоды из дров. Позднее на перроне появились газовые и керосиновые фонари. Перрон станции был излюбленным местом отдыха петропавловцев. В буфете и зале ожидания вокзала Петропавловска, построенного в 1904 году, назначались свидания, обсуждались новости, местные модницы приходили сюда демонстрировать свои наряды.

Открытие железнодорожного движения стало играть большую роль для иногородних купцов и даже иностранных капиталистов. “Американские фирмы имели в Петропавловске и других городах степного края постоянных агентов и даже конторы для закупки кож и волоса”, – отмечает Татьяна Ланьщикова.

Петропавловская газета тогда писала: “Хлебопашество и скотоводство, главные занятия, получают значительный толчок к своему развитию, так как избыток своих продуктов мы получим возможность отправлять в европейскую Россию, что было сопряжено с большими издержками и даже риском… Мы вступим в обмен со всем миром!..”.

Петропавловск