Трансграничное водное решето

В Южно-Казахстанской области под брендом минеральной воды "Сарыагаш" бутилируется не только она, но и вода "простая". А в приграничных с Китаем районах реки Или китайская сторона неохотно идет на контакты с казахстанскими специалистами, которые занимаются мониторингом и оценкой водных ресурсов.
Все эти факты, складывающиеся в общую и довольно безрадостную картину состояния казахстанских водных ресурсов, были приведены в выступлениях на круглом столе "Всемирный день воды 2009 - Проблемы трансграничных вод, глобальная оценка водных ресурсов" в Алматы.
В Центральной Азии почти все страны, кроме Кыргызстана, зависят от трансграничных поступлений воды. Одни, как Туркменистан, на 90%, другие, как Казахстан, примерно на 40%. Но даже последняя цифра отражает очень высокую степень зависимости. Кроме того, ухудшает казахстанскую ситуацию неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны, значительная изменчивость объема водотока во времени, высокая степень загрязненности вод. Тем более, что эксперты прогнозируют обострение в перспективе ситуации с водообеспечением в республике в связи с сокращением трансграничных стоков в связи с хозяйственной деятельностью в верховьях трансграничных рек в Китае, России, Узбекистане и Кыргызстане. На это же "работают" и климатические изменения. И все это при том, что более половины речного стока в Казахстане расходуется не на хозяйственную деятельность, а на поддержание уровня солености во внутренних водоемах - Балхаше, Арале и Каспии.
- В таких условиях возрождение экономики республики неизбежно столкнется с дефицитом водных ресурсов, что создаст реальную угрозу устойчивому развитию страны, - считает Мурат Мухамеджанов, заведующий лабораторией Института гидрогеологии и геоэкологии.
Современная потребность республики в ресурсах речного стока оценивается в порядке 90 кубических километров в год. Больше всего речных стоков - 78% - потребляет сельское хозяйство. На втором и третьем местах промышленность и коммунальный сектор.
И хотя пока баланс стока воды положительный, то есть, ее хватает для сегодняшних потребностей, то в маловодные годы суммарный дефицит подачи воды может дойти до 35% от потребности. Наиболее активно осваивает водные ресурсы верховьев трансграничных с Казахстаном рек Китай. Уже прорыт и функционирует канал, по которому воды реки Черный Иртыш перебрасываются в другой регион Синьцзяна, в Карамай. Планируется забирать по нему до 20% годового стока по Черному Иртышу. В результате относительное водное благополучие в бассейне Иртыша на территории Казахстана может смениться острым дефицитом. На круглом столе отмечалось, что, хотя и Казахстан, и Китай декларируют понимание необходимости урегулирования водных отношений, реальные шаги в этом плане со стороны наших соседей отсутствуют. Похоже, что Казахстан рано или поздно может просто оказаться перед свершившимся фактом - обмелевшим Иртышом. Другая проблема касается качества воды трансграничных стоков - отечественные специалисты отмечают, например, переход пестицидов с приграничного участка Узбекистана реки Сырдарья в ее водоток по территории Казахстана. И как ни старались ученые подчеркнуть, что они принципиально далеки от вопросов политики, все же, как заметил крупнейший наш гляциолог профессор Игорь Северский, "нельзя обойти молчанием вероятность обострения проблемы воды, связанной с различными приоритетами стран региона, с одной стороны, и вероятными социально-экономическими и экологическими последствиями дополнительного изъятия речного стока с другой".
Строго говоря, главная причина всех трансграничных водных проблем Казахстана - это его географическое положение. Всевышний распорядился так, что из 8 речных бассейнов, существующих на территории республики, 7 берут свое начало на землях соседей. И упрекать их в наличии злой воли в отношении Казахстана, когда они увеличивают объемы отбора воды или не борются с ее качественными проблемами, было бы неправильно. Главный мотив таких действий - национальный эгоизм. Но он никак не может служить оправданием.
Тем более для тех стран, которые связаны с Казахстаном разнообразными союзническими и партнерскими отношениями, а это практически все государства, имеющие общие с Казахстаном водные бассейны.
Может быть, именно в данном вопросе и должно реально проявиться то союзничество и интеграция о дефиците которых так много в последнее время говорится?

Фото реки Или с сайта http://upload.wikimedia.org