Который до недавнего времени был "заморожен", и о котором многие его участники старались не вспоминать. Но сегодня новый всплеск интереса к Трансафганскому газопроводу связан в первую очередь с постоянным ростом мировых цен на газ.
При этом реанимация данного проекта вызывает интерес не только у его участников, но и у других стран, также пытающихся просчитать дальнейшее развитие событий в регионе и их влияние на ситуацию в мире в целом.
Напомним, что в апреле текущего года в Исламабаде (Пакистан) завершились четырехсторонние переговоры официальных представителей Афганистана, Туркменистана, Пакистана и Индии, в ходе которых стороны обсудили перспективы и план действий в отношении реализации проекта Трансафганского газопровода по маршруту "Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия".
Между тем сама идея данного проекта у многих вызывает скепсис. В основном это связано с тем, что маршрут газопровода должен проходить из Туркменистана в Афганистан и далее - в Пакистан и Индию.
Основным источником поступления газа было выбрано туркменское месторождение Довлетабад. Его запасы согласно информации туркменских экспертов оцениваются в 1756,6 млрд кубометров газа.
Общая протяженность трубопровода, согласно разработанному английской компанией Penspen технико-экономическому обоснованию проекта, предположительно составит около 1680 км, из них по территории Туркменистана будет проложено 145 км, Афганистана - 735 км, Пакистана - около 800 км.
Если рассматривать маршрут более конкретно, то труба проляжет от туркменского месторождения Довлетабад через афганские Герат, Шиндад, Диларам и Кандагар, до пакистанских населенных пунктов Чаман, Квета и Мултан, и далее - до индийского Фазилка. По всей трассе газопровода предусматривается строительство шести компрессорных станций. Ориентировочная стоимость проекта - 3,5 млрд долл. США.
Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия диаметром 56 дюймов (1420 мм) с рабочим давлением 100 атмосфер рассчитан на пропускную способность до 33 млрд. кубометров в год.
История вопроса
Идея проекта строительства Трансафганского газопровода существует уже более четырнадцати лет (с 1993 года), однако заинтересованные в нем страны так и не пришли к общему знаменателю. Напомним, что он был предложен президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову аргентинской компанией Bridas (Bridas S.A.P.I.C.). Предложение последовало как раз вовремя, так как Туркменистан после развала СССР стал обладателем крупнейших запасов газа в Центральной Азии и не знал, как ими воспользоваться с максимальной выгодой для себя.
В 1995 году Туркменбаши публично заявил о проекте Трансафганского газопровода. В том же году Ниязов и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто подписывают Соглашение о разработке технико-экономического обоснования проекта.
Уже тогда с обретением почетного статуса "центрально-азиатского газового Кувейта", Туркменистан столкнулся с ограничением в экспорте своего "голубого топлива" трубопроводной системой, которая на тот момент уже полностью принадлежала российскому гиганту "Газпрому". Известные конфликты в газовой сфере между Ашхабадом и Москвой также способствовали активизации действий Туркменбаши в направлении диверсификации поставок газа.
Таким образом, Ашхабад хотел решить три принципиально важных для себя вопроса:
1. обретение независимости от Москвы в вопросах транспортировки своего газа;
2. работа напрямую с главными потребителями газа, без посредничества России;
3. получение возможности продавать газ по мировым ценам (более высоким по сравнению с навязываемыми "Газпромом").
В данном случае интересы Ашхабада пересеклись с политикой Вашингтона. Тем более, что Туркменистан понимал: реализация подобного проекта невозможна без участия США - страны, которая также была заинтересована в ослаблении России.
Вследствие чего в Туркменистане появляется компания Unocal, которая, вытеснив Bridas, должна была стать основой международного консорциума по реализации газопровода.
В октябре 1995 года между Туркменистаном, американской компанией Unocal и саудовской Delta Oil Co был подписан контракт о строительстве Трансафганского газопровода.
Позже, в октябре 1997 года на ашхабадской встрече был учрежден международный консорциум Central Asia Gas Pipeline, Ltd. (CentGas) в составе Туркменистана, Пакистана, Unocal, INPEX и ITOCHO Oil Exploration Co, Ltd. (Япония) и Hyundai Engineering & Conctruction Co, Ltd. (Южная Корея).
В 1998 году руководство Талибана выступило с предложением подписать соглашение о строительстве Трансафганского газопровода и обеспечить безопасность маршрута. Однако, в этом же году талибы предоставили убежище Усаме бен Ладену. Вследствие чего Конгресс США фактически запретил сделку американской компании с правительством Туркменистана. В результате компания Unocal вышла из консорциума, а только одного желания Ашхабада оказалось недостаточно для начала реализации многообещающего проекта.
"Второе дыхание" Трансафганский газопровод получил после разгрома талибов в Афганистане. И весной 2002 года на встрече лидеров трех стран - Туркменистана, Пакистана и Афганистана на повестке дня в очередной раз встал тот же самый вопрос. В результате было подписано Соглашение о строительстве Трансафганского газопровода.
Также на встрече был создан Руководящий комитет, членами которого стали министры нефтегазовых ведомств Туркменистана, Афганистана и Пакистана. Основная цель Комитета заключалась в координации усилий по практическому осуществлению договоренностей, достигнутых на трехстороннем саммите в Исламабаде в 2002 году.
Кроме этого лидеры трех стран рассчитывали, что технико-экономическое обоснование проекта будет составлено к маю 2003 года, после чего начнется поиск подрядчиков для создания консорциума по строительству газопровода. Завершить проект планировалось к 2005 году. Однако предпринятые лидерами стран-участниц встречи меры не стали началом реализации проекта.
А обсуждение привлекло к себе внимание Дели. Со своей стороны участвующие в проекте страны пригласили Индию в качестве основного покупателя газа. Это стало возможным ввиду того, что без участия в проекте Индии коммерческий успех Трансафганского газопровода оказался бы под сомнением. В результате к проекту в качестве наблюдателя присоединилась Индия.
Также участникам встречи удалось привлечь в проект Азиатский банк развития (АБР), который стал официальным спонсором подготовки технико-экономического обоснования Трансафганского газопровода. И в 2005 году АБР выдал Туркменистану, Афганистану, Пакистану и Индии заключение экспертов о строительстве газопровода, в котором были указаны финансовые расходы, пропускная способность и др. немаловажные детали проекта, в том числе, связанные с безопасностью газопровода.
В июле 2007 года на встрече президентов Туркменистана и Афганистана в Ашхабаде главной темой переговоров вновь стал вопрос о строительстве газопровода. И уже президент Афганистана Хамид Карзай заявил, что "афганская сторона заинтересована в этом проекте".
И вот 25 апреля 2008 года в Исламабаде состоялось 10-е заседание руководящего комитета проекта Трансафганского газопровода. В результате Туркменистан, Пакистан, Афганистан и Индия подписали Рамочное соглашение о строительстве Трансафганского газопровода.
Очередное, 11-е заседание руководящего комитета проекта строительства Трансафганского газопровода планируется провести осенью 2008 года в Дели.
Вместе с тем регулярные встречи стран-участниц Трансафганского проекта привлекают к себе внимание и других стран, которые также имеют свою позицию по данному проекту.
Продолжение следует
Рисунок с сайта http://www.nr2.ru