Алматинский трамвай имеет 80-летнюю историю, и в свое время он был в Алма-Ате самым выгодным и скоростным видом перевозок. К сожалению, после распада СССР, когда начали рушиться все экономические и межхозяйственные связи, трамвайное депо пришло в упадок. И на сегодняшний день с трамваями вообще стало твориться что-то неладное – только за последний месяц с их участием произошли три крупные аварии, сообщает Zakon.kz.
В этих авариях, вызвавших широкий общественный резонанс, пострадали десятки горожан и автомашин. Кроме этого, появилась статистика, что за весь 2015 год в городе Алматы зарегистрировано 43 схода трамвайных вагонов с рельс, которые обошлись без жертв. После этого алматинцы стали серьезно побаиваться трамваев.
Представители Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая Дорога» написали на имя градоначальника письмо с просьбой приостановить деятельность депо. По мнению активистов, эти жуткие ДТП - не простые совпадения. Трамваи, считают алматинцы, создают опасность для всех участников дорожного движения - как для водителей, так и для пешеходов. Поэтому они настаивают, чтобы городские власти срочно отреагировали и провели проверку пригодности всех трамваев.
Для обследования городских трамвайных путей была создана специальная комиссия, которая нашла массу различных нарушений и несоответствия технике безопасности.
Так, проверкой на всех имеющихся сборных стыках выявлены зазоры до 50 миллиметров, износ рельсов до 2-2,5 сантиметров, прогнившие деревянные шпалы, изломы головок рельсов, не полностью зафиксированные стыковые накладки и так далее. Комиссия сделала вывод, что трамвайные пути в Алматы находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта и замены. В связи с этим, решение алматинских властей временно приостановить эксплуатацию трамваев видится вполне логичным.
Теперь все задаются вопросом - удастся ли сохранить трамвай и нужно ли нам это? И раньше, и сейчас были как сторонники, так и противники этого вида общественного транспорта. Большинство же в будущем видит трамваи, как современные низкопольные легкорельсовые безопасные трамваи, идущие по отделенным от проезжей части приспособленным рельсам. А вот старый, добрый алматинский трамвай можно было бы оставить как воспоминание о старой Алма-Ате и как туристический аттракцион, пустив его по одной улице.
Отметим, что сейчас в трамвайном депо осталось 14 трамваев, из них действуют только 12 и всего два трамвайных маршрута – №4 и №6. И по большому счету, эти 12 трамваев и два маршрута никак не влияют на ситуацию с обеспечением горожан общественным транспортом.
Напомним, в последнее время в Алматы участились случаи крупных дорожно-транспортных происшествий, участниками которых были трамваи. 13 октября 2015 года на пересечении проспекта Сейфуллина с улицей Макатаева трамвай снес 14 автомобилей, пострадали два человека. Ранее 21 сентября 2015 аналогичное ДТП с участием трамвая произошло на углу Шевченко и Байтурсынова - пустой трамвай без водителя снёс более 20 машин. И еще раньше, в начале августа трамвай сошел с рельсов по проспекту Толе би, не доезжая до Розыбакиева.