А для этого необходимо не просто разъяснять концепцию культурной политики РК до 2030 года, но и постоянно освещать, как реализуется программа развития языков и что собой представляет модель общественного согласия и общенационального единства. Задачи же общественных советов при акиматах – способствовать тому, чтобы государственные программы реализовались.
Обо всем этом наш разговор с Асхатом Зейноллаевичем.
– Асхат Зейноллаевич, с чем связано появление программной статьи главы государства о необходимости модернизации общественного сознания? Обществу требуются новые ориентиры для дальнейшего развития или ситуация в мире заставляет говорить о том, что нужно менять общественное сознание?
– Думаю, глава государства располагает необходимой информацией о состоянии общества и делает соответствующие выводы. То, что он знает о реальном геополитическом положении страны, угрозах государству, заставляет его искать ответы и решения. Настал момент осознания, что главным гарантом безопасности государства и общества является не просто идеологическое единство народа, о чем он давно печется, а использование мощных глубинных пластов культуры и истории. Только страны, имеющие мощный национальный стержень, способны на рывки и подвиги, возрождение из пепла и духовное воскрешение. Одними из ярких примеров остаются Германия и Япония.
Сейчас, когда все стало зыбким и международные стандарты безопасности перестали соблюдаться основными игроками на планете, для Казахстана встает вопрос сохранения территориальной целостности в недалеком будущем.
Политика многовекторности долгие годы приносила свои плоды, но ее ресурс исчерпывается. Именно поэтому нам так необходим честный разговор с самими собой, переоценка всего, чему нас учили в советских учебниках, понимание причин, почему это происходило. При этом важно не очернять прошлое, не наклеивать ярлыки на тех, кто живет прошлыми воспоминаниями и не готов узнавать много нового об истории и культуре нашей страны.
Сохранение национального кода
– Глава государства сказал, что первым условием модернизации нового типа является сохранение своей культуры, своего национального кода. Как это понимать и реализовать?
– Знание своей культуры невозможно без полного знания языка. Только тогда человек способен наслаждаться нюансами айтыса, осознавать мудрость наших пословиц, которые использовали казахские бии при разрешении спорных ситуаций, восхищаться богатством смысловых оттенков казахского языка.
Убежден, что адресатом послания Президента являются не только этнические казахи, но и все этносы страны. Всем пора оценить преимущество мира на земле, гармонии межнациональных отношений, отсутствия военных конфликтов. Ведь они такие же граждане этой страны, любящие ее изначально. Но их внутреннее отторжение от казахской культуры и языка вызывает справедливые претензии казахов. Ответ, что половина казахов сами не владеют языком, уже давно не аргумент. Этим посланием глава государства четко говорит всем, что пора выбора закончилась, началась пора реального патриотизма и работы на единство всей страны. Многое в этих моментах лежит в области этнопсихологии.
Нам нужно как-то достучаться до наших сограждан, что для начала надо открыться новой информации об истории и культуре казахов и протоказахов, населявших эти земли.
– Сегодня многие отрешаются от своего прошлого, придумывают мифы. Михаилу Ломоносову приписывают выражение “Народ, не имеющий своего прошлого, не имеет будущего”. Это так?
– Любой народ без прошлого подобен лодке без парусов и весел. Он становится жертвой обстоятельств, отдавая свое настоящее и будущее другим, более цельным народам и государствам, имеющим внутренний стержень. Но прошлое не должно быть выдуманным, основанным на мифах.
Тут много претензий к нашим историкам, культурологам и филологам. Именно они являются “хранителями святынь” любого народа – исторической памяти, языка и культуры. Важно вернуть народу его ЭТИКУ и НРАВСТВЕННОСТЬ. Без обретения исконно родной, выстраданной веками, впитавшей в себя все страдания и мудрость кочевого народа этики и нравственности нет будущего.
Не стоит обманывать себя, считая то, что мы имеем сейчас, свободой. Эта высота пока недоступна нам.
Надо трезво отдавать себе отчет, что просто так большие территории не могли быть завоеваны. Была мощная энергия, движущая сила этих племен. И после ее потери начались поражения и столетия выживания. Причем в XX веке само существование нации оказалось под угрозой в результате разных политических событий. Только глубокое изучение своей истории и культуры, далекое от политики и мифотворчества, нездоровых фантазий и трайбализма, полное покаяния и трезвых жестких выводов, даст нам невероятную энергию света.
Национальный код кочевника хранит в себе многие мудрости. Это философия путника, который уважает гостя, отдавая ему самое лучшее, а завтра уже он сам в пути.
При всей важности экономики и политики главным остается вопрос национальной самоидентичности. Казахстан также нуждается в возрождении своей истории. К примеру, мы не должны забывать о Кипчакском ханстве, Найманском царстве и других государствах, которые были на месте нынешнего Казахстана, и эти народы влились в состав казахов в качестве родов. Их история насчитывает больше полутора тысяч лет. Работа с архивами Ирана, Китая, Индии, Турции и других государств дает нам тысячи документов, подтверждающих это. Останки древних городов необходимо оберегать на государственном уровне.
Досье “КАРАВАНА”
АСЫЛБЕКОВ Асхат Зейноллаевич окончил Казахский государственный национальный университет имени Аль-Фараби по специальности “журналистика”. Имеет диплом юриста (Казахская государственная юридическая академия), магистра экономики после окончания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Президент ТОО “Аzat Media Holding” и ТОО “Золотой теленок.kz”, занимающихся издательской деятельностью. Награжден российским орденом имени М. Ломоносова.
Нет – бездумной универсализации
– Президент Назарбаев предостерегает от бездумного использования некоей универсальной модернизации, к которой стремятся ныне многие. Но как можно и нужно использовать национальное, чтобы изменить общественное сознание?
– Президент прав, когда говорит об этом. При всем уважении к правам человека и другим либеральным ценностям всем очевидны разные культурные особенности народов Африки и Азии и их отличие от тех же европейцев. Мы видим догматизм Запада, на словах раскаявшегося в своем колониальном прошлом, но сохранившего в умах своих правителей колониальное мышление и желание всё внедрять, пусть даже и насильственным путем. Но демократия – это не прививка от малярии.
“Арабская весна” принесла смерть сотням тысяч людей, миллионы она сделала беженцами. Никто не покаялся в этом.
Но теперь все борются с терроризмом в Европе, забывая об элементарных причинно-следственных связях. К сожалению, низкопоклонство перед Западом, бегание на цыпочках перед любым иностранцем является также характеристикой нашего общества.
Возвращаясь к нам, скажу одно – благодаря советскому периоду Казахстан стал достаточно грамотным государством, опережая многие страны мира в знаниях. Но потеря стандартов социальной справедливости сразу после развала СССР и обретения независимости привела наше общество к потере этики и нравственности. Возобладал культ денег и потребления. А ведь надо помнить, что категории “справедливость”, “равенство” следует воспринимать не только как социальные и экономические требования, но и как этические нормы, выступающие в качестве фундамента любого общества.
Потеря этики ослабляет легитимность любой власти.
В казахском народе есть много национальных черт, выраженных в обычаях и устном народном творчестве. Многие пословицы лично мной осознавались только после 30–40 лет, а до этого я, как и многие казахи, повторял их механически, от случая к случаю. И каждый раз открытие их истинного, глубокого смысла поражало меня своей мудростью, точным соответствием законам природы, пониманием первопричинности и последовательности.
– Что такое национальная самоидентификация сегодня?
– Сегодня, когда национальный состав граждан неуклонно меняется в сторону увеличения численности казахов с уменьшением славянского населения, возникает соблазн упростить эту картину. Но влияние русской культуры и русского языка, могучего и великого, до сих пор сильно и будет сохранять это влияние многие десятилетия.
Никому не выгодно отказываться от билингвизма нашей нации! Это достижение, к которому многие страны только идут.
Президент Назарбаев поставил задачу владения тремя языками. Английский экономически захватил весь мир. Русский язык в Казахстане также экономически подкреплен, и сфера его влияния с учетом ЕврАзЭС не должна сужаться. Ведь добрососедские отношения и торговля с соседями – это залог мирной и долгой жизни государства. Но при этом, как я уже говорил ранее, всем не владеющим государственным языком гражданам пора поговорить самим с собой начистоту. Пренебрежение к госязыку дальше уже недопустимо. Надо просто начать изучать язык и пользоваться им в быту. И тогда вопрос о национальной самоидентификации решится просто – это ПАТРИОТ страны.
Можно ли говорить о единстве народа, когда на переднем плане трайбализм?
– Все, что сказал глава государства в своей статье, направлено на единение народа, создание единой нации. Согласитесь, сейчас, когда жузовщина, трайбализм, как никогда, выходят на первый план, трудно добиться единения и создания нации…
– Потеря национальной самоидентичности и разобщенность жузов под воздействием различных факторов привели к тому, что казахи потеряли свою государственность в XVII веке, разделившись на жузы и роды. Попытки объединения были обречены в силу живучести разделения на племена. Увы, этот недостаток мы сохранили через века, и даже подаренная советской властью государственность была омрачена межродовыми разборками, взаимными доносами, арестами и расстрелами. Даже сейчас, в XXI веке, на 26-м году независимости, вынуждены наблюдать гримасы родоплеменного деления, войны региональных кланов между собой. Видимо, это и послужило одной из главных причин появления этой программной статьи главы государства. Президент страны четко осознает опасность, нависшую над страной при определенных условиях, в том числе и после его ухода.
Ведь не секрет, что идеи отпочкования в отдельное государство когда-то витали в обществе, особенно в богатых регионах.
Это состояние необходимо кардинально менять и самой кадровой политикой, основываясь на принципах меритократии. Единство нации должно быть не показушное, а истинное, лежащее в сердцах людей. Без этого Казахстан подобен ведру, висящему над колодцем. Стоит отпустить контроль над ситуацией – и страна полетит вниз, в пучину раздрая и междоусобицы, чем не преминут воспользоваться другие государства, мечтающие о наших минеральных ресурсах.
Трайбализм был и остается главной проблемой казахского народа. Даже не проблемой, а трагедией.
Мы – унитарное государство и должны не давать повода забугорным аналитикам, которые отлично знают все наши слабости. Надо в открытую говорить об опасности трайбализма и деления на жузы и роды. Неприятно ощущать себя в XXI веке “отсталым обществом” и “сырым” государством, не достигшим зрелости. Но я уверен, что в целом тенденция эта идет на убыль. Многое за последние 25 лет сыграло свою положительную объединяющую роль.
Общественные советы как посредники в модернизации сознания между народом и властью
– Асхат Зейноллаевич, вы входите в общественный совет Алматы. Для чего нужны такие общественные советы и какой вклад они могут внести в модернизацию общественного сознания?
– Подписание Закона “Об общественных советах” в ноябре 2015 года ознаменовало следующий этап демократизации нашего общества. Наш Президент делает все постепенно, видя свой алгоритм в этом. Контроль, который осуществляют общественные советы, позволяет на местах отстаивать интересы простых граждан. Да, некоторые объединения в регионах пассивны и подконтрольны. Рад, что в Алматы за год работы сделано много полезных дел, проведены слушания по жизненно важным вопросам, внесены поправки в действующие законы с целью улучшения прав граждан. При этом где-то это слаженная работа с управлениями акимата, а где-то возникают большие вопросы к их открытости. Мы видим также и попытки активного противодействия нашей работе, включая компрометацию наших членов. Некоторым чиновникам не нравится, что есть люди, которые могут призвать к ответу. Радует, что аким города Алматы Байбек понимает необходимость общественного контроля, несмотря на жалобы на нас. Зная это, нам хочется и дальше совместно работать на благо горожан, как бы высокопарно это ни звучало.
Что касается вклада в модернизацию общественного сознания, то я тут же вспоминаю о существовавшей веками кочевой демократии, когда сородичи вместе делили и радость, и горе.
Через ОС люди получили возможность дополнительного канала донесения информации до власти. Справедливая жизнь в городе – это лучшее решение власти. Жизнь изменилась, закон действует, надо просто изменить себя и работать честно.
Алматы