Одни переводят фамилии с какого-нибудь языка на другой, или стараются говорить только на языке прабабушек и прадедушек. Другие вносят в дизайн одежды национальные мотивы. Правильно это или нет, рассудим не мы, а время. Нельзя забывать традиции предков, но следовать им слепо - тоже.
Спустя столетия действия, которые раньше считались обыденными, можно отнести к нарушению прав человека. Например, воровство невест - к похищению человека, а покупку людей - к рабству.
На мой взгляд, как способ сохранения традиций предков, куда полезнее развивать ремесла. В последнее время в городе Алматы все больше появляется бутиков, лавочек с продукцией народного прикладного творчества.
Этим летом на горе Кок-Тобе, в лучших традициях восточного базара, развернулась ярмарка ремесленной продукции.
Производители из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана выставили на всеобщее обозрение и продажу одежду, обувь, посуду, ножи, украшения, игрушки, ковры и прочие предметы домашнего обихода. Выполнены они вручную, без использования штамповки - следовательно, эксклюзивность приобретаемой вещицы покупателю обеспечена.
Не так давно из разговора с директором салона по изготовлению традиционных казахских кукол, узнала, что, в древности, выдавая девушку замуж, молодой хозяйке в сундук с приданым клали тряпичную куклу, которая символизировала счастье в доме.
О традиции знают не многие, но, некоторые все же обращаются к мастеру, чтобы та изготовила "куклу счастья" для невесты.
Ремесло в законе
В национальном законодательстве не так много правовых документов, затрагивающих интересы ремесленников. Например, Концепция развития ремесленничества в Республике Казахстан.
Одна из основных целей документа - расширение возможностей применения ремесленного производства для усиления человеческого потенциала и его развития в условиях рыночной экономики.
Таким образом, можно классифицировать ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило, ручным способом каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.
Причиной развития ремесленничества являются возрождение древних традиций, национальной культуры, свобода творческой личности.
Из всей совокупности параметров, характеризующих малое предпринимательство, ремесленному производству присущи следующие:
- принадлежность к производственной сфере;
- преобладание ручного труда в процессе производства;
- непосредственное участие собственника в процессе труда или в процессе производства;
- единичность производства товаров (малосерийность выпускаемой продукции).
По словам президента Алматинской палаты ремесел, Риммы Нуртаевой, ремесла отнесли к малому и среднему бизнесу. Хотя невозможно сравнивать выпуск кириешек или мороженого - с тканьем ковров. Конечно, и мороженое, и кириешки нужны, но их производят машины, а ковер - уникальное изделие ручной работы.
Опыт таких стран, как Германия, Турция, Индия, где в условиях рынка ремесленничество целиком доказывает свою жизнеспособность, позволяет сделать вывод, что со временем оно должно занять прочные позиции в социально-экономической структуре общества и в нашей стране.
Итак, пока государство принимает шаги по созданию правового поля для развития данной отрасли малого бизнеса, мне удалось поговорить с художницей, занимающейся росписью деревянных кукол-казашек.
- Юля, расскажите, почему вы занимаетесь именно росписью кукол в национальном стиле?
- Я с детства люблю рисовать, мне нравится находить или придумывать новые орнаменты в национальном стиле.
- Сколько времени примерно уходит на одну куклу?
Сложно сказать, работа творческая все зависит от настроения, иногда, на то, чтобы расписать куклу уходит час-два, а порой - гораздо больше.
- Вы сами реализуете свою продукцию?
- Я живу в Алматинской области, возить товар в город сложно, а договариваться с сувенирными лавками - тем более. В нашем поселке есть фабрика по производству сувениров, она и реализует товар.
- Является ли роспись национальных кукол для Вашей семьи основным доходом?
- Нет. За работу платят мало, за одну куколку - 50-70 тенге, хотя в городе на витрине ее можно встретить с ценником в 250-300 тенге и больше.
Ремесленники, работают не только в Алматинской, но и, к примеру, в Южно-Казахстанской области. Там женщины занимаются войлочным ремесленничеством. Технология осталась такой же, как и много веков назад: шерсть расчесывают большими щетками, затем взбивают прутиками для придания пушистости. После этого утаптывают грубый нижний слой и выкладывают на нем верхний слой в виде узоров из крашеной шерсти. Потом сворачивают ковер в рулон, обливают кипятком, катают локтями и сбивают о доску.
Для того чтобы помочь сельчанам развивать это ремесло, недавно в Казахстане прошел обучающий семинар в рамках проекта "Производство войлочной продукции как способ снижения бедности в горных регионах". Для жителей села, где проходил семинар, это было не только возвращением в мир древних тюркских ремесел, но и взглядом на опыт войлочного ремесла у других народов.
Во время учебных занятий женщины и учащиеся старших классов смогли освоить новые технологии окрашивания шерсти, изготовление традиционных текеметов, а также изделий полой формы.
Сельчане убедились, что войлочные изделия могут не только решать хозяйственные задачи, но и приносить доход.
Тем не менее, вряд ли ремесленничество уже сейчас можно в полной мере называть малым бизнесом. Это пока, скорее - возрождение древнего искусства...
Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru