В Западно-Казахстанской области процесс самовольного захвата земли принял масштабы настоящей эпидемии. И тут государственные органы оказались бессильны как-то повлиять на происходящее. Не зря часть депутатов парламента на своем заседании выразила свое категоричное отношение к продаже земли, назвав ее антинародной мерой. А по мнению парламентария Гани Калиева, "правительство, предлагая принять институт частной собственности на землю, служит кучке олигархов агропромышленного комплекса". А когда даже простые бизнесмены, ничего особо и не представляющие собой , без никакого разрешающего документа нагло прибирают к рукам общенародное достояние, это вызывает серьезные опасения у простых жителей страны. В большинстве случаев, самовольный захват земли происходит от укоренившейся в сознании мысли, что земля есть просто дар природы, который может присвоить любой желающий и ему за это ничего не будет. Земля распахивается без разрешении, используется без учета, и это превратилось в норму. Только в Западно-Казахстанской области насчитывается более 140 тысяч собственников земли и землепользователей, из них право на использование земельных участков оформлено у 100 тысяч. А раз нет соответствующего документа, следовательно нет и никаких отношении с государством. Это дает прекрасную возможность уходить от уплаты налогов. Зачастую крестьянские хозяйства в грубой форме отказываются оформлять договора в отношении земли, чтобы не быть обязанными государству. Срабатывает, все тот же старый стереотип, мол, с земли меня не выгонят, скот пасти, урожай убрать в любом случае дадут. В конце концов не пустит же родное правительство по миру. "Время беспечного и безответственного отношения к своей и чужой собственности прошло безвозвратно. Нигилизм в правовых вопросах, в том числе праве на землепользование недопустим",- считает начальник Западно-Казахстанского областного управления по земельным ресурсам Николай Мордасов. Это на словах, на деле же вести борьбу с самозахватом не так-то просто. Даже суды с неохотой принимают к своему производству подобного рода дела.
Если обратиться к статистике, то только в ЗКО из 14 миллионов гектаров сельхозугодий используется по назначению только около 5 миллионов га. Из более чем 2 миллионов пахотных земель возделывается порядка 600 тысяч гектаров. Все остальные земли официально ничейные, но на самом деле они возделываются захватчиками, с которых нет никакого спроса, да и об их деятельности может никто и не узнать, ибо обрабатываемые и засеваемые земли используются в отчетах как неиспользуемые. Происходит самый настоящий расцвет теневой экономики.
Кабинет нового премьера Имангали Тасмагамбетова, намерен бороться с подобного рода проявлениями безнаказанности и безответственности. "Правительству Казахстана необходимо разработать концепцию введения института частной собственности на землю", - потребовал премьер Тасмагамбетов. Глава правительства уверен, что без введения института частной собственности, говорить о дальнейшем развитии сельского хозяйства страны нельзя. Причем вся беда по его мнению заключается в расширении полномочии исполнительских, представительских органов в вопросах распределения земельных участков, предоставляемых в долгосрочную аренду. Это "привело к повышению зависимости от местного чиновничества, расширило коррупционное поле". Кстати, некоторые местные чиновники доходят до того, что отбирают земли у одних и отдают их другим, иногда даже мертвым душам-людям, которые уже давно умерли.
Выделение и распределение земли особенно в черте города для строительства и прочих занятий предпринимательством - это прекрасная возможность для чиновника "навариться", получив лишнюю сотню долларов за содействие. На этом деле три года назад в Уральске прогорел заместитель акима города, который как раз курировал данный сектор. Он докурировался до того, что оказался на скамье подсудимых. Предприниматели не захотели терпеть беспредел со стороны госчиновника и настучали на него куда надо. Но даже после этого ситуация мало изменилась. Новоиспеченные хозяева магазинов, ночных клубов, кафе и прочих публичных заведений то и дело обносят свои родимые доходные места витыми оградами. Зачастую, не скупясь, прирезают к своей территории часть городского сквера, летнюю площадку, в общем места общего пользования. Мало того, крылечки и ступеньки магазинов врезанные в тротуарную часть, мешают горожанам. Власть же делает вид будто ничего не видит. Правда, аким Уральска, признал, что такая проблема существует, и нужно бы ее решать. Но как выясняется, у власти тоже смертные люди, и они не хотят лишней головной боли для себя. Врезаются, захватывают, ну и ладно, главное никто никого пока там не убивает, приблизительно так рассуждают наши чиновники, касательно земельного вопроса в городе. А в сельской местности по всему Казахстану, по словам премьера, в результате "расширения коррупционного поля" "повис главный вопрос-вопрос кредитования сельскохозяйственного сектора". На сегодня в законе о земле приостановлена статья, регулирующая вопросы арендной платы на землю. Министр сельского хозяйства Ахмеджан Есимов считает, что эта мера была принята в связи с возникшими противоречиями налогового кодекса и закона о земле.
Быть или не быть частной собственности на землю? Этот вопрос дискутируемый в течение уже нескольких лет, едва ли не стал риторическим.
Пока он решается, не мешало хотя бы приобщить отечественных бизнесменов к культуре обращения с землей и соответствующего оформления своих прав на нее. А не устраивать тотальное нашествие и захват земли, пока принадлежащей государству, а значит всем казахстанцам в равной степени.