В минувшее воскресенье в степи под Карагандой проходили испытания бигфута. Увидев эту машину на здоровенных колесах, зеваки останавливались, водители легковушек ощущали себя неуютно - рядом с таким монстром разве что на КамАЗе хорошо.
Бигфут - большая нога
Да, что там легковушки, даже на лифтованном джипе рядом с бигфутом чувствуешь себя эдакой "Окой". Ведь его высота составляет 3,5 метров (высота колеса - 1,4 метра), и порог расположен где-то в области груди человека среднего роста.
Любопытно, что во время сборки бигфут стоял в гараже на ступицах - большего не позволяла высота гаража. Взобраться на машину можно только по специальным трапам в виде двух откидывающихся из-под днища ступеней, управляющимся электроникой изнутри салона и снаружи. От высокой посадки в буквальном и переносном смысле над всеми можно и самообладание потерять. А потеряв, кинуться давить эту мелюзгу, снующую где-то внизу, под огромными ступнями-колесами. В общем, хорошо сидится в бигфуте.
Этого монстра за полгода смастерил карагандинский умелец Алексей Каменев (имя и фамилия изменены по его просьбе: автору бигфута ни к чему слава).
Сотворил в рекордные сроки: в отличие от первого в мире бигфутостроителя Боба Чэндлера, чья работа над первым в мире проектом "Bigfoot № 1" велась с 1974 по 1982 год.
К тому же карагандинский бигфут построен для работы в тяжелых условиях (сопровождение в экспедициях), тогда как американцы строят их исключительно для шоу-кар, в котором эти уникальные машины разбиваются вдребезги. Кстати, все автопроизведения Алексея носят сугубо прикладной характер и имеют высокий запас прочности: его машины рассчитаны для работы в условиях настоящего бездорожья. Поэтому их и можно назвать полноценными внедорожниками.
Для создания бигфута Алексей использовал автомосты от военного грузовичка "ГАЗ-66", (и две его же раздатки, для того, чтобы передаточное число соответствовало диаметру колеса), поскольку их надежность и крепость проверена временем. Ведь колеса для него весят - 200 кг каждое! Тем не менее, при весе всего автомобиля в 3,5 тонны военный "ГАЗовский" мост никогда не порвется.
Несущая конструкция бигфута усилена вдвое. Рессор на нем нет, вместо них стоят четыре воздушные подушки от автобуса "ЛИАЗ", которые позволяют сохранять одинаковый уровень автомобиля в не зависимости от его загруженности.
Так при испытаниях это сыграло решающую роль, в экстренной ситуации при переходе озера вброд. Два левых колеса попали на лежащий на дне лед, а правые провалились в ил, машина начала кренится направо, готовая вот-вот перевернуться. Так и произошло бы с обыкновенным автомобилем. Но не с бигфутом Алексея, так как умный механизм пневматической системы в считанные секунды спустил левые подушки и накачал правые, что и выровняло сам кузов над колесами в противоположную сторону наклона.
Двигатель на машине американский принципиально, по той причине, что обладает определенным крутящим моментом, который позволяет движку производить полную отдачу мощности на более низких оборотах, чем европейский или японский. "Американец" неприхотлив и спокойно переваривает бензин среднего и низкого качества.
Объем у двигателя - 5,8 л, и автоматическая коробка передач, позволяют делать машине хороший рывок.
При всех своих габаритах бигфут великолепно стартует и может развивать максимальную скорость до 110 км/ч. Постоянный передний привод улучшает управляемость автомобилем, как на сухом грунте, так на болотистой местности и снегу. По желанию можно подключить и задний мост.
Кроме того, машина оснащена пониженной передачей, включив которую можно снизить скорость до 30 км/ч. В этом случае машина превращается в тягач. Грязь по самые ступицы (60-70 см) ему по душе.
В итоге бигфут заразил всех присутствующих на испытаниях. Самой серьезной и неизлечимой болезнью - бигфутоманией. Впрочем, случай не клинический. Не все готовы прямо сейчас же менять свою легковушку на такого вот мачо. И уж тем более не готовы это делать только ради того, чтобы пустить пыль в глаза окружающим.
Бигфут должен ездить не по городу или трассе, он должен купаться в грязи, рыскать по камышу, выгоняя оттуда дичь, а после, как боевой конь, ставиться в стойло. Кстати бигфут уже нашел своего покупателя: новый хозяин будут использовать его в качестве базы в снежных экспедициях.
Нет предела совершенству
Страсть к большим машинам у Алексея была всегда. При этом мастер неизменно работает без чертежей, ему помогает чутье и отличное знание "анатомии и физиологии" автомобилей разных моделей: "что длинное отрежем, что короткое доварим" - вот главный принцип его работы. При изготовлении машин он выбирает наиболее удачные конструкторские особенности разных марок.
Алексей отдает предпочтение американским двигателям обьемом выше 5 литров, а также их АКПП и ГУРам! В своих разработках он так же использует проверенные временем агрегаты российских производителей! Например, мосты, раздатки от "ГАЗ- 66" и БТР. Интересно, что человек этот только и живет своим гаражом, он пожертвовал всем, чего мог бы добиться рядовой гражданин и отдал себя целиком своему хобби, переросшему впоследствии в смысл жизни. Его гараж находится в его же доме, и конструктор практически совершенно не куда ни ездит, разве что за агрегатами!
Первый "автогибрид" "способный лентяй" (именно так написано об Алексее в школьной характеристике), собрал десять лет назад. Автомобиль на колесах от болотохода "Нива", имел нестандартные размеры - увеличенную ширину и длину, кузов для него Алексей сделал сам. Подвеска на этой машине использовалась от "ЛУАЗа", передние амортизаторы от джипа "Гранд Чероки", задние с японского авто. Двигатель и коробка передач от "Ниссана". При эксплуатации выяснилось, что этот мотор несколько слабоват для такой машины, поэтому Алексей заменил его на "тойотовский", состыковав его с "ниссановской" КПП.
Следующим детищем стал джип, внешне похожий на американский "Хаммер", но с усиленной "начинкой". Так подвеска для него использовалась от БТРа, стеклоподъемники от джипа "Гранд Вранглер", от него же двигатель, коробка передач, боковые стекла. Колеса на этой машине от "ГАЗ-66". Кузов сделан из автобусной фермы "немца", так как профиль ее цельнотянутый, то есть бесшовный, что исключает возможность лопания шва и преждевременного гниения. Ширина машины - 2 м 55 см (это позволило разместить в салоне 5 кресел от "Газели"), длина - 6 м. Двигатель расположен на площадке в задней части автомобиля. Машина переднеприводная, но если потребуется, то можно подключить и задний привод.
По словам Алексея, скелет машины собран из квадратных трубок, потому что они крепче, чем трубы с круглым сечением. Если положить круглую трубу и наступить на нее, то она прогнется. А на квадратной трубе, положенной на грань, можно прыгать, и с ней ничего не случится.
Скелет был проклепан дюралевыми листами. В свое время автор машины понял, что кузов авто начинает гнить в месте стыка, где проходит шов, и, зная об этой проблеме на корню "задушил" ее.
Сначала все грунтовалось, затем накладывался лист, просверливались дырочки для заклепок. Делались фаски на каждой дырке. Потом мазался герметик. Лист приклеивался и только после этого клепался. В кузов этой машины Алексей лично забил 9000 заклепок. За два года работы машины, а эксплуатируют ее в тяжелых условиях, было всего две поломки: порвался шланг ГУРа, потому что был старый (во время ее строительства достать новый не удалось), и сгорел генератор.
Больше никаких проблем эта машина не создавала. В "Хаммер" же при равных условиях эксплуатации было вложено около 9 тысяч долларов. Знакомые Алексея как-то решили погонять по степи на его машине и новеньком "Хаммере". Думали, будут идти рядом. Да вот незадача, машину Алексея они только и видели, что в бинокль. И постоянно вызывали ее по рации, чтобы их вытащили из очередной канавы. Немудрено - дорожный просвет у этого джипа составляет 0,5 метров. "Хамммер" по сравнению с ней сущий паркетник. И это при том, что машина Алексея весит при двух заправленных баках 3, 5 тонны (1 бак - 90 кг).
После двух лет, потраченных на изготовление этой машины, Алексей начал собирать другой джип весьма оригинального дизайна: удлиненный передок с проделанными в нем "жабрами" придает машине вид эдакого хищника. А перенос двигателя и кабины на 60 см к середине рамы позволили Алексею добиться прекрасной развесовки - заднюю часть машины не заносит на поворотах, как у многих джипов заводской сборки.
Следующим творением, по задумке Алексея станет сборка машины на гусеничном ходу: в России производятся гусеницы с сайлентблоками вместо стальных пальцев, которые не создают шума и скрежета! К тому же такие гусеницы модифицированы: на каждом ее траке есть нечто вроде колоши, за счет чего можно ездить даже по асфальту, не оставляя на нем "отпечатков". Стоит они правда очень дорого - в районе 20 тысяч у. е.
Но поклонники таланта Алексея надеются, что мастер найдет спонсора и возможность приобрести ее, а значит карагандинцы рано или поздно увидят новое творение Алексея.