Тоска по национальной идее
(10-летию казахстанской национальной идеи посвящается)

- Где это?
- Что это?- Спрашивают его в ответ.
- Ну, вот, говорят же: "Умрем все как один в борьбе за это"! И где "это"?!
(Из юмора времен застоя)
Наполеон Бонапарт однажды сказал: "Народ без религии - это стадо". Честно говоря, трудно заподозрить великого императора-полководца в необычайной набожности. Думается, что его слова, скорее всего, были связаны все-таки с национальной идеей. Вероятнее всего, в данном случае, одним из вариантов такой идеи Бонапарт подразумевал религию как регулятор общественных взаимоотношений. Специалисты по PR говорят, что советская идеология помогла победить разруху после Второй мировой войны. Бойцы на фронте, как показывают советские фильмы, шли в атаку со словами: "За Родину! За Сталина!". Возможно ли такое сегодня?!Советский фильм "Встреча в 6 вечера после войны" с победным салютом был снят еще в 1944 году (!) Что это: пропаганда, пророчество, чудо или национальная идея?! Именно национальная идея, как известно, является регулятором общественных отношений, как карта указывает месторасположение и служит ориентиром для дальнейшего пути и развития, мотиватором поступков, согревает душу в часы отчаяния и годину лихолетья. Без нее у общества мало шансов на дальнейшее развитие, а государству грозит распад.
Национальная идея как нельзя больше сегодня становится актуальной. В свое время, в Казахстане, на заре независимости, этот вопрос уже поднимался. Этой проблемой занимались многие светлые головы. И такие идеи были рождены. Но вот что стало с ними сегодня, насколько они реализовались, это другая проблема.
Возникает вопрос, нужна ли сегодня новая концепция национальной идеи или необходимо дводить до ума уже начатое?Так в чем же состоит казахстанская национальная идея?! Нужна ли она сегодня? Не окажется ли она преемницей коммунистической пропаганды и идеологическим промыванием мозгов? Какой она могла бы быть в этот исторический период? Что может произойти с государством, у которого нет своей национальной идеи? И почему, собственно говоря, возникает такой вопрос? Не от идеологического ли вакуума?
Собственно национальная идея
Интересно отметить, что сами эксперты разошлись во мнениях по поводу существования казахстанской национальной идеи. Политолог Досым Сатпаев
говорит, что национальной идеи в Казахстане нет как таковой. То есть, она есть, но она не используется, не работает на практике. Существует только в виде деклараций на бумаге. "Как говорил Ходжа Насреддин, можно хоть сто раз сказать слово халва, только слаще от этого во рту не станет".
По его мнению, 10 лет - слишком короткий отрезок времени, чтобы сформировать полноценную национальную идею. Хотя достаточный срок для того, чтобы сделать определенные шаги на пути ее создания. Возможно, этих шагов не было сделано. Социологи и политологи, а также политики говорят, что национальная идея в Казахстане все-таки есть. Ее не может не быть. Она представлена во многих документах.
По мнению Сабита Жусупова, директора КИСИЭП (Казахстанский институт социально-экономической информации и прогнозирования) она разработана сразу в нескольких документах. К примеру, в Конституции. Там сказано, что Казахстан - это светское, унитарное государство и т.д. При этом открывается интересная подробность. По результатам исследования общественного мнения, проведенным сотрудниками АСиП (Ассоциация социологов и политологов), получается, что в среднем две трети опрошенных казахстанцев до сих пор не знакомы с текстом Основного закона государства.В среднем каждый 5-й участник опроса свято чтит Конституцию РК; почти каждый 2-ой где-то по большому счету тоже чтит, но не так рьяно, как каждый 5-й. Немногим более одной пятой части респондентов не без некоторой доли сомнений признались, что не испытывают священного трепета перед Основным законом государства. А каждый 8-ой не то что сомнений, но даже тени от них не почувствовал, когда указал, что напрочь лишен святого чувства к Конституции. Удивляет не то, что среди опрошенных горожан нашлось не так много людей, которые без особых раздумий отметили, что свято чтят нашу Конституцию, удивляет другое, - что они вообще есть.
Между тем, у нас в Казахстане есть не только Конституция, у нас есть праздник, посвященный дню Конституции, и гарант ее соблюдения. Почему же Конституция так и не стала для Казахстана священным символом национального самосознания? Сотрудники АСиП задали респондентам такой вопрос: "Является ли для Вас праздником День Конституции?" Этот внешне простой вопрос для более четверти респондентов неожиданно оказался вопросом на засыпку. Людям не нашлось, что сказать. А в восприятии практически каждого 2-го опрошенного День Конституции не ассоциировался с праздником.
По мнению президента АСиП Бахытжамал Бектурганой, наша Конституция - не более чем продукт практической целесообразности, отвечающей требованиям момента. А поскольку моменты случаются разные, у государственных чиновников всегда находятся поводы пересмотреть те или иные положения Конституции, что, безусловно, не добавляет прочности Основному закону государства и уж тем более нашему чувству уверенности в защищенность своих конституционных прав. Но вот что действительно роднит нас с недавних пор с американцами, так это любовь к светлой американской мечте. И почти такая же по силе убежденность, что, будучи гражданами Америки, можно добиться успеха в личном будущем. По данным опросов общественного мнения, проводившихся Институтом Гэллапа, только у 14% американцев реальность не совпадает с мечтой. С нами все гораздо сложнее. "Отцы" нашей Конституции высекли на ее скрижалях построение правового, демократического, социально ориентированного государства Казахстан. И только 14% опрошенных казахстанцев верят, что эта мечта осуществится к 2030г.
Универсальные формулы
Политтехнологи говорят, что у каждой национальной идеи должны быть свои боги, идолы, заклинания, слоганы (лозунги), манускрипты - свод писанных (и неписаных) законов и правил (поведения), ритуалы, атрибуты, праздники, традиции, памятные события, герои, жертвы. А также враги, которых рано или поздно нужно победить.
Если враг повержен, необходимо создать нового. Идеология должна создать свою систему, шкалу ценностей, достижений. К примеру, (политическая, экономическая) стабильность, суверенитет, мир в доме, здоровая семья, уважение к людям - это система ценностей. В зависимости от того, что является стабильным постоянная бедность или благосостояние. Стабильный рост или падение. Стабильный застой, прозябание и искусственное сдерживание роста.
Основа любой идеологии как и религии - это вера. Необходимо, чтобы человек верил в некую идею, которая принесет ему благо, - будь то спасение при жизни или после нее, получение источника радости, душевного тепла и комфорта, индульгенции, возможности для реализации человеческого потенциала и т.д. и т.п. Важно, чтобы идея имела материальное проявление, подтверждение, ощущение присутствия, а не его эффект. Важный момент также заключается в наличии исторических корней, присутствия прецедента в прошлом. Это придает дополнительный ореол фундаментальности и пафоса происхождения.
Казахстан - 2030
Не так давно исполнилось 5 лет со дня принятия стратегии "Казахстан-2030". Многое изменилось в Казахстане за это время, и многое еще изменится. Одно пока ясно: этой стратегии за это пятилетие не удалось стать инструментом общественной идеологии. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией "Комкон-2 Евразия" 21-22 октября этого года, только 19,7% алматинцев знакомы с основными положениями этого документа.
В опросе участвовало 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ±5%. На вопрос "Знакомы ли Вы с основными положениями программы "Казахстан - 2030"", ответы расположились в следующем порядке: утвердительно ответили 19,7% опрошенных. "Слышал, но сам с ней не знаком" - 53,0%. Отрицательный ответ: 27,3%.
Социологи прокомментировали данный расклад следующим образом. Как видно из приведенных данных, более четверти алматинцев вообще не знают о существовании этого концептуального документа, а более половины знают о нем лишь понаслышке. Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о том, что в настоящее время стратегия "Казахстан-2030" не воспринимается людьми как национальная программа, а с другой стороны, о недостаточной эффективности государственного PR. Возможно, со временем произойдет перелом в ту или иную сторону: либо население окончательно разочаруется в возможности построения "светлого будущего", либо начнет его строить с верой в счастливое завтра. Равная вероятность реализации того или иного из этих предположений подтверждается ответами тех, кто заявил, что знает содержание Стратегии-2030, на просьбу ее охарактеризовать:
"Это программный документ для Казахстана" - ответили 43,6%. "Это утопия" - ответили 40,8%. Затруднились с ответом - 15,6%. Приведенные выше данные наглядно демонстрируют, что доля тех, кто уверен в значимости стратегии для Казахстана, практически равна доле тех, кто считает этот документ скорее фиктивным, нежели реально действующим. К тому же высока доля тех, кто затруднился с ответом. И крен может произойти в любую сторону, видимо, все будет зависеть от государственной политики. В ответах на вопрос "Верите ли Вы, что в 2030 году Казахстан будет процветающим
государством?" наблюдается схожая картина: 42,7% всех опрошенных жителей южной столицы уверены в этом, тогда как 47,3% придерживаются противоположной точки зрения. 10,1% затруднились с ответом. Тем не менее, 53,7% алматинцев считают, что жизнь в республике за последние 5
лет улучшилась. 40,3% опрошенных алматинцев придерживаются противоположного мнения. 6% затруднились с ответом. И хотя почти половина респондентов (47,3%) не верят в завтрашнее процветание Казахстана, тот факт, что более 50% алматинцев оценивают изменения уровня жизни
республики как изменения в лучшую сторону, не может не обращать на себя внимание. Немаловажную роль в характере оценок и прогнозов играет возрастной фактор: лица в возрасте от 30 до 39 лет склонны с большим оптимизмом смотреть как на прожитые 5 лет, так и в будущее, нежели лица в возрасте от 50 лет и старше. Однако в целом картина складывается скорее оптимистическая.
Суверенитет как нацидея
По мнению историка, политика и политолога Нурбулата Масанова, национальная идея скрыта в казахстанском суверенитете и его атрибутах. Это есть объединяющая и стимулирующая казахстанское общество мысль. К этому, по крайней мере, стремились казахи на протяжении своей истории.
Атрибутами национальной идеи в виде суверенитета являются паспорт цвета государственного стяга, национальная валюта, отсутствие зависимости от "старшего брата" и т.д. Даже такие современные глобальные средства связи как Интернет, где в конце названия каждого сайта стоит доменное окончание - kz, по мнению Масанова, вызывает гордость у гражданина.
Он также считает, что идеологический инструмент также не канул в Лету с распадом СССР. Основную пропагандисткую работу выполняет государственный телевизионный канал "Хабар", газета "Казахстанская правда", а также печатные органы местных властей. Национальная же валюта вызывает гордость благодаря своей свободе хождения. Ее сила, по его словам, заключается также в стабильности и в том, что тенге можно свободно обменять на доллар. Справедливости ради нужно сказать, что казахстанские туристы, побывавшие в соседнем дружественном Узбекистане говорят, что там тенге пользуется популярностью. Объясняется это, видимо, тем, что в Узбекистане есть множество желающих съездить на заработки в дружественный Казахстан. Они (зарплаты) здесь выше, чем на их родине. Средний размер зарплаты в Узбекистане, как известно, 20 долларов.
Если национальная идея должна четко показывать настоящее месторасположение и роль в истории, а также указывать дальнейший путь, то возникает вопрос о том, какую экономическую формацию строят в Казахстане. Известно, что мы пытаемся построить что-то при помощи рыночной экономики. Но что конкретно?! Рыночная экономика - это лишь средство, инструмент. Причем не самый мягкий и щадящий. Рыночная экономика ради рыночной экономики не должна быть целью. Есть более приемлемые направления. К примеру, опыт социалистического развития стран скандинавского полуострова. Заслуживает внимания также и наш соседний Китай.
Для выяснения этого вопроса я обратился и к партийным структурам.
Заместитель председателя партии "Отан" Казбек Казкенов, сказал, что основная цель дальнейшего развития Казахстана заключается в построении
социал-демократической модели государственного устройства и экономики. По его словам, Казахстан уже однажды испытывал идеологический вакуум сразу после развала СССР. Этот вакуум начал заполняться различными идеологемами религиозного и политического характера. За период 10 лет развития Казахстана, произошел процесс деидеологизации - освобождения от коммунистической идеологии и расширения биполярного мира.
Сегодня наступает период реидеологизации - поиск новой идеи. И она должна исходить от государства, и при этом не быть монопольной, т.е. единственно верной и нетерпимой к другим. Необходимо найти сегодня в обществе одну некую объединяющую идею для всех социальных и целевых групп, при сохранении их общественного статуса, положения и т.д. В качестве одного из основных фрагментов национальной идеи, он привел
выступление президента Назарбаева, который в начале 2001 года выделил пять ее основных принципов:
" Равенство многонационального народа Казахстана
Образующим этносом в государстве является казахский народ, и он несет
ответственность за то чтобы другие нации не ущемлялись. Другие должны с
пониманием относиться к самовыражению казахской нации - стремлению общаться на
родном языке, развивать национальную культуру и традиции.
Религиозная идентичность народов. Бог един, пути к нему разные. (Иначе говоря,
свобода вероисповедания - авт).
Воспитание у казахстанцев законопослушания.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса".
(Газета "Казахстанская правда", 20 января 2001г.)
Откровенно говоря, пятый элемент вызывает несколько вопросов. К примеру, во-первых, почему акцент был сделан на малом и среднем бизнесе?! Во-вторых, из этого элемента выпал крупный бизнес. Про него как бы забыли. Может возникнуть подозрение на то, что он и так уже достаточно развит, и его больше развивать не надо. Хотя, всем известно, что в этом мире у всего и всегда есть пространство для дальнейшего роста. В данном случае, президент Назарбаев под развитием малого и среднего бизнеса имел в виду развитие среднего класса. В соответствии с ним, источником развития
среднего класса может стать только малый и средний бизнес. Следовательно, сфера крупного бизнеса не является прерогативой среднего класса.
Кроме того, в данном случае, пятый принцип оказался зауженным только лишь до малого среднего бизнеса. В принципе, основополагающие документы обычно должны включать в себя более широкие перспективы. Следующая часть национальной идеи - это развитие евразийства. В середине прошлого столетия над этой идеей работал Николай Гумилев. Около 10 лет назад об этой идее также высказывался президент Назарбаев. Основные положения касались дружбы и сотрудничества в экономической сфере.
Социальная стратификация
Социологи из АСиП провели изучение на предмет занятости населения среди экономически активного населения 73,2%. Из них госслужащие - 7,5%, бюджетные работники - 14,6%, сотрудники частных фирм -22,4% и общественных организаций - 4,5%, предприниматели - 5,9%, само занятые - 8,4%, безработные, в том числе временно неработающие (9,9%). Экономически неактивные категории составляют 27,3% респондентов: студенты,
учащиеся - 12,2%, пенсионеры, в том числе по инвалидности - 8,7%, домохозяйки - 6,4%.Между тем, в среднем только 1,5% опрошенных горожан отнесли свои семьи к высокообеспеченным. 31,8% считают свои семьи среднеобеспеченными; 45,1% - малообеспеченными; 13,9% - бедными; 5,2% - нищими; 2,6% затруднились с ответом. Всего в опросе приняли участие 1787 человек. Опрос был проведен в конце октября этого года.
Потребители национальной идеи
Материальный достаток является одним из самых важных мотиваторов в системе ценностей национальной идеи. Вопросами изучения материального достатка занимались и социологи. По этому поводу проводились опросы сразу по нескольким блочным темам. Хотелось бы привести результаты некоторых исследований. Алматы считается одним из самых дорогих городов в Казахстане. По данным Агентства РК по статистике, Алматы занимает третье место по республике по величине прожиточного минимума: для жителей южной столицы он равен 5257 тенге в месяц. Каждый из нас знает, что реально прожить на эту сумму весьма и весьма затруднительно. После оплаты коммунальных счетов на еду остается сущий мизер, которого для полноценного питания катастрофически недостаточно. Прожиточный минимум оттого так и назван, что рассчитан просто на то, чтобы люди, попросту говоря, не умерли с голоду. Цифра эта примеряется к члену семьи, но доход на члена семьи образуется путем деления основного источника дохода (для
большинства - заработной платы) на количество членов семьи. Уровень заработной платы в Алматы в среднем существенно выше, чем в других городах Казахстана, исключая западные "нефтяные" области. Сами алматинцы считают, что для того, чтобы жить в Алматы, надо иметь заработную плату не менее 200 долларов США. Характерно, что чем моложе люди, тем более высоки их требования к размеру заработной платы. Так, среди тех, кто считает, что заработная плата должна составлять от 500 до 1000 долларов, большую часть составляют лица от 30 до 39 лет. Среди тех же, кому для жизни необходимо более 1000 долларов в месяц, в основном лица от 18 до 29 лет. Вероятно, это объясняется тем, что молодежь тратит деньги не только на еду и оплату счетов, но также и на развлечения. К тому же, в отличие от людей старшего поколения, молодежь склонна более беспечно относиться к деньгам. Не последнее место в списке причин более высоких запросов молодежи занимает и тот факт, что среди молодых лиц большое количество работников, имеющих специальные знания, владеющих современными средствами коммуникации. Такие специалисты, как правило, и оценивают себя дороже. Для пенсионеров же сумма до 200 долларов кажется более чем приемлемой: среди тех, кто назвал суммы до 100 и до 200 долларов, преобладают лица от 60 лет и старше.Более чем у 1/3 алматинцев уровень благосостояния никак не изменился; суммировав тех, у кого уровень снизился существенно и несущественно, получим 38,4%. Отсюда можно сделать вывод, что у большей части алматинцев уровень благосостояния либо
остался на прежнем месте, либо снизился. Доля же тех, чье благосостояние возросло составляет в общей сложности 25%, то есть четверть от общего
количества, что не так уж и мало. Однако говорить о массовом улучшении жизни населения Алматы пока еще рано.
Поколение next
Одним из главных компонентов и объектов национальной идеи и государственной политики, безусловно, являются представители молодого поколения. В этой связи представляется очень важным общая картина. Понятно, что молодежь 90-х совсем не та, что была в 70-х годах прошлого века. С развалом СССР, а вместе с ним и с развалом идеологического аппарата, пропала и молодежная политика. Молодежное воспитание сегодня является, по большей части, хаотическим. Спикер мажилиса Жармахан Туякбай заявил, что "…за 10 лет независимости нам не удалось заметно продвинуться в решении проблем молодого поколения… решение многих вопросов в молодежной сфере откладывается на будущее под давлением финансовых проблем". Такое отношение к проблемам молодежи вызвало вполне естественную реакцию со стороны поколения next: молодежь в Казахстане по большому счету аполитична, поскольку не уверена в том, что ее проблемы действительно заботят государственные умы. На смену "великим починам" в Казахстан пришла массовая молодежная культура сидящих у TV. Спорт как зрелище; политика как боевик; секс, наркотики и насилие как триллер.
На рынке молодежных услуг здоровый досуг превратился в непозволительную роскошь, а здоровый образ жизни - в дефицитную ценность. Поведенческий риск среди подростков и молодежи становится эпицентром общественного беспокойства в республике. Употребление табака, алкоголя,
наркотиков в молодежной среде - это скорее правило, чем исключение из него. Официальная статистика сообщает: растет число молодежных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Увеличивается риск заболеваемости подростков и молодежи вирусным гепатитом, венерическими болезнями, СПИДом. При этом официальная статистика располагает лишь количеством выявленных случаев. Масштаб же не выявленных случаев до сих пор не имеет количественной оценки. В связи с этим произошло большое высвобождение человеческой энергии, которая потекла по разным, порой не управляемым руслам: криминал, экстремальное сектантство, наркомания, проституция. Сократились возможности получения высшего образования. В России часть такой молодой энергии вылилась, как известно, в различные бандитские группировки экстремально-националистического толка, наподобие скинхедов.
Выбор Богов
По результатам исследования, проведенного АСиП, выяснилось, что более половины опрошенных молодых людей считают себя верующими. В мае этого года было опрошено - 1200 молодых людей в возрасте 16-29 лет, в.т.ч городская молодежь -732 человека , сельская молодежь - 468 человека. Опрос проводился в 10 областях республики, в том числе в Алматы и Астане. Около четверти респондентов назвали себя атеистами. Примерно каждый пятый так и не определился в вопросах веры и потому затруднился с ответом. В разрезе областей и городов республиканского значения удельный вес
респондентов, считающих себя верующими, колеблется от 31,9% в Алматы, до 85,7% в Жамбылской области. В ходе опроса выяснилось, что имеются некоторые особенности, определяемые национальной принадлежностью респондентов. Так, среди казахов, согласно их ответам, верующих оказалось 56,5%, среди русских - 46%, среди молодых людей других европейских национальностей 50,7%, и среди представителей других азиатских национальностей - 59,7%.
Религиозные предпочтения молодежи распределились между двумя наиболее распространенными в Казахстане религиями, хотя есть и последователи (правда, в незначительном количестве) других верований. По данным АСиП, зонами наибольшего распространения ислама являются области, где
казахи и представители других азиатских (главным образом тюркских) национальностей составляют большинство населения - это южные и западные регионы республики. Православие же более всего распространено в областях, расположенных в Центральном и Восточном Казахстане, где большинство населения составляют русские и представители других европейских и, прежде всего, славянских национальностей. Но и здесь имеются некоторые особенности. Национальность является хотя и главным, но не единственным фактором приверженности той или иной религии. Среди казахов и представителей других азиатских (тюркских) национальностей встречаются не только последователи ислама (хотя они и составляют большинство), но также православные христиане - соответственно каждый 23-й и каждый пятый. Среди русских и представителей других европейских (славянских) национальностей, помимо православных христиан, имеются и мусульмане - соответственно каждый 11-й и почти каждый 5-й. Среди опрошенных респондентов различных национальностей есть также буддисты, иудеи и последователи других верований. Доля атеистов в различных группах колеблется от 24,2% среди представителей азиатских национальностей до 32,4% среди представителей других европейских национальностей.
В ходе исследования были выявлены также особенности, связанные с социально-демографическими характеристиками респондентов. Эти особенности
касаются, прежде всего, последователей ислама. Первая из них связана с возрастом: чем старше возраст, тем выше степень приверженности исламу. Так, если среди 16-19 летних доля мусульман составляет 34% (для сравнения: православных среди них 30%), то среди 20-29 летних - 42% (православных христиан - 25%). Интересно отметить, что вакуум в сознании молодых людей, образовавшийся после краха коммунистической идеологии, в значительной степени, заполнился верой в Бога. Другое дело, насколько искренна и осознанна эта вера. Респонденты, указавшие, что являются верующими, судя по полученным ответам, пришли к вере по разным причинам. Большинство - под воздействием воспитания в семье. Более чем для четверти молодых людей побудительной причиной стали духовные поиски. Каждый седьмой пришел к вере под влиянием окружающих. Каждый десятый обратился к религии под давлением материальных трудностей. Малозначительными факторами приобщения к вере стали влияние религиозной литературы или духовного лидера. Таким образом, проявила себя следующая особенность. В большинстве случаев молодые люди стали верующими под воздействием внешних факторов, таких, как окружение и обстоятельства. И только треть из них, считающих себя верующими, пришла к вере под влиянием внутренних факторов, сопряженных с духовными исканиями и обращением к сакральным религиозным текстам. В этой особенности и содержится ответ на поставленный выше вопрос: можно говорить скорее о поверхностном, наносном характере верований молодых людей, нежели об осознанном выборе. Особенно это касается группы респондентов, отнесших себя к последователям ислама. Они несколько в большей степени, чем респонденты, считающие себя православными, податливы на внешние воздействия и в меньшей степени склонны черпать веру в Бога из внутренних источников.
В связи с этим вытекает еще один вопрос, что же приобрели молодые люди, обратившиеся к религии? Более чем для половины верующих - 53,4% - религия наполняет жизнь смыслом и дает духовное обогащение. Для 77,8% вера служит моральной поддержкой и придает уверенность в жизни. Эти два последних ответа являются доминирующими во всех группах молодежи: разного пола, возраста, национальности, уровня образования и остальных социально-демографических группах. Подлинная вера предполагает обращение к религиозным первоисточникам. Две трети верующих молодых людей все-таки читали первоисточники. Среди атеистов показатель чтения Корана, Библии и других первоисточников составляет 23,3%, т.е. почти в 3 раза ниже, чем среди верующих.В среднем по республике, доли читавших указанные первоисточники, колеблются от 25,3%. Из общего числа опрошенных молодых людей, 47,8% читали религиозные первоисточники, 52,2% - не читали.
Немного политики в молодежи
В бытность СССР, коммунистическая партия, как известно, уделяла большое значение политическому воспитанию молодых. Сегодня предстает совершенно иная картина. По большому счету, власти почти перестали уделять внимание и силы этому делу - пионерия и комсомолия уже стали преданием и превратились в историю. В результате получилась следующая ситуация. По данным опроса, проведенного компанией "КОМКОН-2 Евразия", только четверть молодых людей с интересом следит за событиями общественно-политической жизни Казахстана. Обращает на себя внимание то, что более половины молодых алматинцев проявляют интерес к общественно-политической жизни республики при условии, что эти события
касаются их самих и затрагивают их проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что если действующие политические субъекты, в том числе и наиболее весомый - государство, примутся за разрешение проблем молодежи, то молодые люди, в свою очередь, будут более активно проявлять интерес к политической жизни страны, а возможно и пытаться принимать участие в политических процессах, в том числе участвуя в деятельности молодежных
организаций. На сегодня же ситуация такова, что только треть молодых алматинцев знает о существовании каких-либо молодежных организаций.
Хотелось бы отметить, что этот вопрос был открытым, то есть респонденты сами приводили названия тех или иных партий и движений, которые, по их мнению, существуют. Помимо приведенных в таблице были названы "Акжол" и ДВК. Хотя партии с такими названиями существуют на самом деле, молодежных течений в них пока нет. Большая доля тех, кто назвал молодежное крыло партии "Отан" объясняется значительной "раскрученностью" этой партии, что неудивительно: проправительственная партия обязана быть известной. Многие алматинцы привели в качестве примера движение "Молодежь за здоровый образ жизни". Резюмируя, можно отметить, что молодежь в целом не особенно осведомлена о существовании и деятельности молодежных партий и движений. Вероятно, что если бы они имели реальный политический вес, ситуация была бы иной. Молодая миграция
В контексте национальной идеи, также представляется важным то, насколько молодежь испытывает чувство оптимизма или пессимизма по поводу будущего своей страны. В данном случае, лакмусовой бумажкой могут послужить результаты исследований по уровню миграции. Давно известно, что молодежь является самой миграционно активной частью населения. Оно и понятно: молодые люди более склонны менять места проживания в
поисках лучшей жизни, к тому же они не так привязаны к родине, как люди старшего поколения. Согласно данным опроса, проведенного социологической компанией "Комкон-2 Евразия" среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, более трети молодых алматинцев рассматривают для себя возможность переезда в другую страну. Для суверенного Казахстана это может стать одной из острейших проблем завтрашнего дня. Сегодняшние ученики и студенты, будущие в скором времени молодыми специалистами, собираются применять свои знания, силы и энергию на благо других государств. В первую очередь, это страны дальнего зарубежья, куда собираются 43,7% молодых горожан, допускающих отъезд из Казахстана. 24,3%
планируют переехать в Россию; еще 24,3% не решили, куда они хотят поехать. Переехать в другие страны ближнего зарубежья собираются 4,9%; 2,8% не хотели бы говорить о том, куда они планируют уехать. Свое желание покинуть пределы Казахстана почти половина молодых алмаатинцев,
готовых уехать, объясняет тем, что не видит здесь для себя перспектив. На вопрос "Почему вы хотите уехать из Казахстана?", были получены следующие ответы. "В поисках лучшей жизни, поскольку не вижу здесь для себя перспектив" - 45,6%. "Вслед за родственниками, друзьями" - 31,1%. "Некоторые изменения в общественно-политической жизни Казахстана вынуждают меня уехать" - 22,3%. Затруднились с ответом - 1,0%.
В таком свете неудивительным выглядит тот факт, что в последние 10 лет - период существования независимого Казахстана - резко возросло число людей, покинувших пределы республики. Особенно неприятно, когда это касается молодежи - потенциала республики. Государству нужно обратить самое пристальное внимание на обеспечение молодых людей социальными и правовыми гарантиями, на возможность самореализации каждого молодого человека, иначе Казахстан рискует превратиться в страну без молодых, в страну без будущего. (В опросе участвовало 300 жителей Алматы в возрасте от 16 до 29 лет. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ±5%).
Тест на национальную идею
Как говорится, друг познается в беде. В этом отношении, испытание казахстанской национальной идеи могло бы пройти через ответную реакцию казахстанцев в защите отечественных рубежей в случае начала боевых действий или каких-либо экстремальных событий массового порядка.
Сотрудники АСиП провели опрос по поводу событий в США 11 сентября. Респондентам был задан вопрос о том, что они готовы предпринять в случае начала боевых действий на территории республики или в соседних государствах. Как показал опрос, казахстанцы, в своем абсолютном большинстве, против того, чтобы Казахстан расплачивался за чьи-то злодеяния, рискуя жизнями своих граждан. Но в то же время каждый четвертый готов поддержать участие казахстанцев в боевых действиях для защиты своих рубежей. Более всего сторонников этой акции среди алматинцев и усть-каменогорцев; явное неприятие такого рода действий государства проявили жители Караганды, Тараза, Астаны, Атырау и Кокшетау. Каждый двадцать второй выказал полное равнодушие к такой возможности развития событий. Наиболее характерные ответы в графе "Другое": "Когда мир вооружен бомбами и другим современным оружием, нет смысла в мобилизации", "Эта война может и не потребовать мобилизации, т.к. все может произойти в считанные секунды", "Против. Мы и так потеряли много в других войнах", "Если угроза будет касаться непосредственно Казахстана, то положительно", "Это ужасно", "Испугаюсь", "Я знаю одно: защищать богатых я не намерен и сына не пущу. Пусть их дворцы защищают их дети".
Коммуникационные каналы для национальной идеи
В условиях нормального функционирования национальной идеи, большую важность приобретает пути, каналы и средства коммуникации между властными структурами и членами сообщества. Здесь может быть несколько вариантов такой связи, из которых она может быть как односторонней, так и двусторонней. В свое время эта тема активно обсуждалась, созывались различные семинары, конференции и коллоквиумы. Власть обвиняли в нежелании общаться с общественными организациями, простым народом. На что представители этой власти отвечали, что они вполне готовы пойти на такой диалог. И в качестве доказательства приводили возможность проведения различных семинаров и конференций с участием членов правительства.
Однако, по мнению экспертов-политологов, публичная власть в Казахстане продолжает оставаться достаточно закрытой и недоступной.
По мнению сотрудников АсиП, все попытки Форума демократических сил Казахстана вызвать на диалог власть упираются в замалчивание проблемы, что красноречиво свидетельствует о неготовности и нежелании власти идти на этот шаг. Становится очевидным, что без тщательного изучения реакций наиболее значимых политических сил общества и представителей власти, без учета степени их готовности к Национальному диалогу, процесс его налаживания не сдвинуть с мертвой точки. Идея Национального диалога, выдвинутая Форумом демократических сил Казахстана,
находится лишь на стадии постановки проблемы. Между тем, необходимость ее решения требует незамедлительных действий и совместных усилий власти и демократически настроенной оппозиции из-за усиливающейся конфронтации между ними и возможного политического кризиса в стране.
Мы строим светлый…!
То что мы жили в течение этих 10 лет без какой бы то ни было идеологии и национальной идеи подтверждают и в партии "Отан". Юмористы шутят, что этот период называется рекламной паузой. Есть ли шанс того, что в Казахстане сможет появиться, прижиться какая-либо национальная идея, которую поддержат снизу? Или это удел благополучных государств? По мнению Сабита Жусупова, Казахстан заплатил неоправданно высокую цену за
вхождение в капитализм, у которого, по большей части, волчий оскал. Ломка всей инфраструктуры произошла очень быстро, оставив многих за бортом.
Очень часто, в качестве образца, изображали бандитский капитализм, когда состояния наживаются при помощи насильственных криминальных методов. Незаметно из вестернов это перетекло в реальную жизнь. Стоит ли продолжать строить такой жесткий капитализм?! Как показывает практика, на пути к капитализму есть несколько путей. Как известно, очень часто любят приводить в пример Америку с ее диким Западом. Забывая при этом, что США строились, что называется "с нуля". Казахстан же вышел из состава СССР. Соответственно, у него сохранилась очень солидная материальная база, которую не могут разворовать на протяжении 10 лет. Плюс залежи природных ископаемых, которые, к сожалению, работают на благо других держав. Отечественным бизнесменам, инвесторам не выгодно инвестировать собственную экономику. В результате, из страны утекает, по некоторым оценкам, до 24 млрд. долларов. Иностранных же инвестиций за прошлый год удалось привлечь 18 млрд. Во-первых, получается так, что необходимость в иностранных инвестициях, в принципе, снижается. Но когда правительство привлекает их, за это приходится расплачиваться казахстанским налогоплательщикам. Во-вторых, получается, что иностранным бизнесменам намного выгоднее вкладывать в казахстанскую экономику, чем отечественным инвесторам. Наверное, когда отечественным предпринимателям будет выгодно развивать отечественную экономику, это и станет национальной идеей. В последнее время, часто стали говорить о соседнем Китае как о стране, которая
совершает мягкий, щадящий переход в перестройке экономической формации. И добивается на этом поприще довольно ощутимых позитивных результатов. А "коммунизм" постепенно отходит в историю. История и практика также изобилует примерами шведского социалистического капитализма. Но об этом говорят значительно реже.
По мнению некоторых экспертов, пройдя 10-летний рубеж Казахстану необходимо не расстраиваться, а сосредоточиться на постановке более точных, конкретных задач, чем те которые мы имеем. Справедливости ради, нужно сказать, что программные документы не отличаются глубокой конкретикой. От того и веры им только на половину. Ведь так до сих пор и не известно, какую экономическую формацию мы строим. Нигде, к примеру, не написано, что мы строим буржуазное или социалистическое общество. То, что написано в Конституции: светское, унитарное государство, уже имеется. Бессистемный порядок выхватывания отдельных фрагментов чужого опыта приводит к таким же бессистемным результатам, как это получилось с чилийской пенсионной реформой. Реформа чилийская, капитализм американский, товары китайские. Национальная идея нужна в любом случае - это как непреложная истина. Если этой идеи не будет, для нее найдется замена. Свято место пусто не бывает. В безыдейном обществе государство теряет контроль над формированием основной идеологии. Один юморист как-то сказал всерьез: "Любовь к Родине должна быть взаимной!". Если упустить время, потом будет стоить намного дороже выстроить национальную идею. Насколько такая идея нужна в исторический период становления и реформ?
Думается, что она нужна всегда. А если такая идея должна быть, какой она может быть в Казахстане? По большому счету, понятие национальной идеи формируют также благоприятные социально-экономические условия и социальные гарантии. Когда государственный аппарат уважает отдельно взятого гражданина и институты гражданского общества, тогда простой человек начинает ощущать чувство гордости за свое государство. Это первый кирпичик в фундаменте национальной идеи. Если национальная идея уже существует, значит, дополнительно ее создавать уже нет необходимости. По-видимому, ее теперь нужно только усовершенствовать и подкреплять реальными шагами. В противном случае, трудно будет говорить о каком-либо развитии.