Пышные усищи Юргена Шремппа сейчас траурно поникли, и весь облик гендиректора концерна Daimler-Benz AG мало напоминает того живчика, который еще недавно так громко, по-детски гордился достижениями лидера германской автомобильной промышленности.
Переполох во всех подразделениях интернационального предприятия связан с тем, что вчера, 1 апреля, верховный суд США вынес решение, способное вызвать слезы у многих сторонников “ускорения” коммерческих сделок крупного уровня нелегальной денежной “смазкой”.
Афера начиналась на Востоке
Первыми внимание на некоторые “мутные сделки”, заключавшиеся на всем постсоветском пространстве, обратили чиновники США – министерство юстиции и SEC – американская комиссия по ценным бумагам.
Почему? На этот счет собкору “Каравана” дали пояснение в одной из адвокатских контор Штутгарта, где находится центральное управление “Даймлер-Бенца”:
– Если на биржах ценных бумаг какого-то государства активно продаются акции наших предприятий и если на предприятиях что-то не в порядке, почему бы этому государству не защищать свою экономику?
К тому же, как стало совсем недавно известно, первый сигнал о “Даймлер-афере” поступил еще шесть лет назад в штатовское ФБР. Один из менеджеров американского филиала поведал федералам про то, как оптовый приобретатель “Мерседесов” из Китая получил от германских фирмачей 25 000 долларов “премиальных”. Которые для сокрытия от налогов перебросил на укромный счет в Хьюстоне.
За относительно короткий срок оперативно-следственной разработки борцам с международной коррупцией удалось выявить свыше двухсот фактов подкупа государственных чиновников в 22 государствах – в Египте, Греции, Индонезии, Сербии, Таиланде, Венгрии, Турции и других. Во главе “черной двадцатки” – Россия.
Авто для уважаемых господ
Американская The New York Times и ряд германских СМИ, опираясь на материалы расследования, утверждают: закупки лимузинов повышенной комфортности класса С, зачастую с усиленным бронированием, осуществляли за счет налогоплательщиков не только для кремлевских и министерских начальников. Среди уважаемых господ приобретателей хватает руководителей как краевого, областного, так и городского, а то и районного уровня.
Схема махинаций на предварительную сумму 64 миллиона 600 тысяч евро до зевоты банальна. Значительное число дилеров “Даймлер-Бенца” не могли не среагировать на “русское предложение, от которого нельзя отказаться” (формулировка, прозвучавшая на днях в одном из австрийских телевизионных ток-шоу.).
Покупатель настаивал на максимально высокой цене товара. Дилер поначалу пугался и даже хотел звонить в психушку. Но уже вскоре понимал, что к чему. И переправлял откат на приватный счет.
Только в прибалтийских банках, если верить американцам, “от “Даймлера” для русских” набирается три миллиона триста тысяч евро.
И детишкам перепало
Первым навстречу проверяющим пошла Латвия. И быстро выяснилось, что ради закупки 117 автобусов муниципальными предприятиями Talava и Imanta (что принесло “Даймлеру” 50 миллионов долларов чистой прибыли) немцам пришлось подарить паре латвийских чиновников по “Майбаху”, а детишки нескольких “решаемых людей” были пристроены на высокооплачиваемые должности в германские фирмы.
Сынку туркменского ВИПа “Даймлер” преподнес лимузин себестоимостью в треть миллиона евро.
Аналогичный “подарок нужному начальнику” прямо к свадебному столу подкатили в Индонезии.
Ну а уж в Китае, умудрившемся в коррупционной табели о рангах “Бенца” обогнать даже Россию, на одни только бесплатные круизы и прочие развлечения для местных бонз “Даймлер” потратил с 1998 по 2008 год более четырех миллионов евро. Примерно столько же рассовав и по чиновничьим карманам пошлой наличкой.
Суровая плата за мелкие прегрешения
– Это мы дома обязаны по-честному. А там... – Алоиз (так попросил называть себя пожилой служащий громадного, 16 500 квадратных метров, музея Mercedes-Benz). – Вот вы жили и в Казахстане, и в России. Разве сможете отрицать, что все у вас там сплошь и рядом воруют?
– Ну, так уж и все! Знаю тех, кто не делал этого никогда...
Но, похоже, не слишком он мне верит…
Петер фон Бломберг, один из руководителей антикоррупционной организации Transparency International, предостерегает:
– Раньше или позже в обществах, где законы обязательны для всех, компании, решившиеся на подкуп, столкнутся с неизбежным ущербом! Зачастую он не просто огромен, но и разорителен!
Действительно, быть коррупционером в нормальной стране нелегко. На судебном процессе по делу “Сименса” один из взяткодателей на полном серьезе просил не лишать его свободы уже потому, что он страдает от болей в спине после… переноски тяжеленных чемоданов с наличностью для потенциальных заказчиков электростанций.
Ведь только на постсоветском пространстве менеджеру этого старейшего германского концерна приходилось “откатывать” будущим оптовым заказчикам продукции “Сименса” до 10 миллионов евро в год!
За что предприятие и поплатилось 800 миллионами штрафа, пять из которых вынужден был выложить из собственного кармана бывший шеф фирмы Генрих фон Пирер.
Коррупция дорого обходится
А совсем недавно в Германии за финансовую нечистоплотность пришлось отвечать уже автопромышленному гиганту MAN. Взыскания в казну за незаконные комиссионные выплаты от продажи грузовиков составили 150 миллионов 600 тысяч евро.
Ожидается, что с бывшего уже босса Хакана Самуэльссона персонально взыщут два миллиона.
Ну а для “Даймлера”, потерявшего свою “невинность” как раз на постсоветских территориях, череда кошмаров только еще начинается. На днях уже в Германии сразу 16 прокуроров, 60 полицейских и 8 налоговых инспекторов провели обыски на полутора десятках производственных объектов концерна. Один из топ-менеджеров арестован.
До этого жестоко попал управленец, представлявший интересы Daimler-Chrysler в Нигерии. После многочасового допроса менеджер предпочел добровольно свести счеты с жизнью.
По оценкам экспертов, самым благоприятным исходом для германского автогиганта будут 185 миллионов долларов в американскую казну. С учетом судебных издержек и репутационного ущерба сумма убытков может даже удвоиться.
Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото), Берлин – Штутгарт, Германия
Сергей ЗОЛОВКИН, собственный корреспондент в странах ЕС