Вот уже несколько лет одной из самых горячих тем, которые всегда на слуху, остается проблема алматинской барахолки. Тысячи людей рискуют остаться без работы и средств к существованию, если власти наконец предпримут решительный шаг – закрыть базары. О том, что это чревато социальным взрывом, стало понятно на этой неделе. По решению чиновников, в районе алматинской барахолки закрыто сразу несколько базаров.
– Мне не дают работать, я купила этот контейнер, для этого взяла кредит в банке, у меня просрочка, что мне делать? – кричит одна из торговок.
Но, похоже, ее крик отчаяния никто не услышит. Торгующие на базарах пишут письма в акиматы, но реальную помощь им так и не оказали.
По мнению ассоциаций, которые представляют интересы торгующих, в Казахстане нет органа, который бы нормально курировал вопросы торговли, защищал мелкий бизнес.
– В сфере торговли у нас занято 1,5 миллиона человек, это ведущая отрасль в стране, – говорит председатель профсоюзной организации предприятий торговли и сферы услуг Жибек АЖИБАЕВА. – Несколько лет назад приняли программу по развитию торговли, там предусматривалась разработка механизмов по цивилизованному переводу рынков на более комфортные торговые площади с учетом интересов именно торгующих. В 2014 году программа должна завершиться, но к ней даже не приступили!
Это далеко не единственная проблема в сфере торговли, которую нужно решать как можно скорее.
Чего нет в нашей системе торговли, так это, прежде всего, самой системы. Здесь каждый выживает как может.
– Сейчас в мире идут торговые войны за рынки сбыта, но мы не готовы к этому, – считает Нурсадык АБИШЕВ, президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана. – Никто не знает, что нужно и сколько. Информации о спросе нет, поэтому люди открывают предприятия, а потом терпят убытки. Мы проигрываем в Таможенном союзе, а что будет при вступлении в ВТО?
Торговая отрасль долгие годы оставалась “нелюбимой падчерицей” у разных министерств.
– В 1994 году было Министерство промышленности и торговли. В 2000-м – Министерство экономики и торговли. Через два года торговлю отдали Министерству индустрии, потом – Министерству экономического развития. С этого года слово “торговля” вообще исчезло, теперь у нас Министерство экономического развития и бюджетного планирования, – сетует Жибек Ажибаева.
Еще более любопытная картина с министрами, которые должны были курировать отрасль. Они, по словам экспертов, менялись раз в год, а то и чаще. А существующий в стране Комитет торговли не эффективен – несколько человек не могут управлять огромной отраслью. Вот и получается, что отрасль торговли у нас – это сплошной базар, примитивное “купи-продай”, которое стало проблемой и грозит уже социальными конфликтами в обществе.