Но казахстанские банки похожи, скорее, на быстроногих обитателей суши, которые стремительно пускаются в погоню за добычей и нередко ее настигают, информацию подготовил сайт National Business.
Так, в непростой период 2011-2015 годов выручка большинства БВУ не только не снизилась, но даже показала прирост.
Десятку проворных «газелей» возглавляет Bank RBK, показавший за пять лет ошеломительный результат. Выручка выросла более чем в 32 раза при среднегодовом темпе роста в 201%.
Asia Credit Bank старается не отставать, практически ежегодно удваивая доход. По сравнению с 2011 годом его показатель увеличился в 15,3 раза. Международный «Ситибанк» завершил 2015 год впечатляющим ускорением. Благоприятная для банка ситуация с курсом казахстанской валюты внесла свою лепту, но победителей не судят. В сравнении с началом пятилетки банк вырос в 6,5 раза. Замыкают первую пятерку «дочки» российских ВТБ и «Альфа-Банка», приумножившие выручку в 6,3 и 5,3 раза соответственно.
Слегка неповоротливыми, но все же шустрыми игроками представлена вторая половина рэнкинга. Delta Bank увеличил доход в 4,9 раза. Практически «ноздря в ноздрю» идут «Цеснабанк» (абсолютный прирост в 3,6 раза) и ДБ АО «Сбербанк России» (3,5 раза). Несмотря на схожую динамику и даже размер вырученных сумм, в среднем за год «Цеснабанк» растет быстрее (44% против 36%). «Банк Хоум Кредит» сбавил обороты, показав трехкратный рост. Замыкающим стал Kaspi, достигший при выдающемся объеме заработанных средств среднегодового темпа наращивания выручки в 32% и общего ее приумножения в 2,7 раза с 2011 по 2015 год.
Тяжеловесы банковской индустрии не попали в десятку, но заслуживают внимания хотя бы потому, что в условиях не самой благоприятной экономической обстановки их доходность, по меньшей мере, не сократилась. Старожилы финансового сектора на практике доказали мудрость изречения, гласящего, что в кризис нужно зарабатывать. Но есть и те, кому это не удалось. Так, доход «АТФ Банка» снизился за пять лет на 20%.
В целом, сохраняется тенденция роста игроков, которые готовы дать клиенту выбор, делая упор на скорость, мобильность и качество обслуживания. Бум развития информационных технологий способствует повышению конкуренции со стороны финансовых институтов, проявляющих готовность к экспериментам и способных взглянуть на классические банковские продукты по-новому.
Критерии отбора
Главный показатель ранжирования – рост выручки в текущих ценах.
Под выручкой в этом случае следует понимать.
Процентные доходы (до вычета процентных расходов) до формирования резервов плюс комиссионные доходы и чистые непроцентные доходы от операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Мы сознательно не приняли к ранжированию банки, прошедшие масштабную реструктуризацию в 2009-2015 годах.
Главное условие: размер выручки банка в 2011 году – не менее 1 млрд тенге. Данные за 2015 год получены из предварительной неаудированной отчетности за исключением следующих банков: АО «Asia Credit Bank», ДБ АО «Банк Хоум Кредит энд Финанс Банк», АО «Kaspi Bank», аудированные отчеты которых уже есть в открытом доступе.