Предполагалось, что здание будет высотой с 17-этажный дом, способное вместить до пяти тысяч человек. Но дело в том, что под строительство отвели центр автомобильной кольцевой развязки возле подвесного моста. Помимо того, что здание заложили внутри кольца автомобильных дорог, чуть выше возле сооружения проходит еще и железная дорога с виадуком для автотранспорта. Поэтому одна половина верующих возмущалась тем, что молиться придется под шум автомобильных клаксонов, рев моторов и вой паровозных гудков, другая – поддерживала чиновников, заверявших, что над кольцевой развязкой можно построить пешеходные мостки, а возле мечети оборудовать паркинг. Мол, ни верующие, ни автолюбители не будут мешать друг другу.
Пять лет назад проект оценивался в 4 миллиона долларов. Строительством занялись турецкие инвесторы. Но грянул экономический кризис, и едва начавшаяся стройка замерла. Через полтора года у каменного фундамента и осей будущих минаретов вновь ненадолго появились строители. На сей раз 100 миллионов тенге выделила корпорация “Казахмыс”. Власти заявили, что в ближайшее время поступят 5 миллионов долларов от меценатов из Саудовской Аравии и Южной Кореи.
Увы, денег так и не появилось, зато местные предприниматели отказались вкладывать дополнительные суммы в строительство, потому что их предыдущие вложения были потрачены неизвестно куда. Скандал быстро замяли. В “Казахмысе” решили возобновить финансирование, но храм так и остается долгостроем.
Меж тем архитектурный проект мечети уже четыре раза (!) претерпевал изменения.
– Высота минаретов будет 63 метра, – заявлял в начале этого года начальник отдела архитектуры и градостроительства Семея Калдыбек КОКИЛАНОВ. – Внутри предусмотрено два зала для молитв – для женщин и мужчин, а также катымхана. В минаретах будет светло, а сама конструкция будет облегченной.
На минувшей неделе выяснилось, что архитектурные эксперименты вокруг мечети не закончились: под строящейся мечетью проложат подземный тоннель для автомобилей.
– Мы учитываем транспортные проблемы, движение будет осуществляться на нескольких уровнях, – сообщил директор ТОО “Градо” Аркинжан МАМЕТОВ. – В том числе, чтобы соединить улицу Титова с новым мостом через Иртыш, под зданием мечети будет проложен тоннель. Иначе здесь никак не получается проложить путь.
Это значит, что мечеть, если и будет наконец построена, окажется окружена транспортным потоком не только по бокам, но и снизу. И как тогда защитить от шума верующих в “облегченной конструкции” мечети – большой вопрос…
Семей