С 2014-2015 учебного года в школах Казахстана планируется апробировать новую систему образования: вместо привычных 11 классов казахстанские школьники будут заканчивать уже 12. На официальный запрос в Министерстве образования и науки РК пояснили все тонкости внедрения усовершенствованной системы обучения.
Как пояснили в министерстве, анализ международного опыта показал, что в большинстве стран обучение длится 12 лет, а 6-летний возраст поступления в школу распространен в 21 стране ОЭСР. При этом в 60% стран мира дети учатся 12 лет. Кроме того, включение Казахстана в Болонский процесс требовало реформирования системы образования в целом.
«Результаты школьного образования, соответствующие 4-му уровню Европейской рамки квалификаций (4 EQF), являются ведущим фактором признания квалификации выпускников школ в качестве вступительных требований при поступлении в зарубежные университеты на степень бакалавра», - пояснили в ведомстве.
При этом, как говорится в тексте официального ответа МОН РК, предлагается новая модель начальной школы, продолжительность обучения в которой продлена на 1 год с учетом психолого-физиологических особенностей переходных (кризисных) периодов в развитии детей.
«5-летняя начальная школа гармонично встраивается в структуру новой модели среднего образования: 5+5+2. Продление продолжительности начальной школы направлено не на снижение сегодняшней перегруженности детей, а на обновление всех ее компонентов: целей, содержания, методов, форм, средств обучения», - поясняют в ведомстве.
В Министерстве образования также рассказали о новом подходе к разработке 12-летнего образования и его отличительных особенностях.
Во-первых, прописаны ценности в образовании. Общенациональные идеи «Мәнгілік ел», «Казахстан - наш общий дом», «Казахстан - моя Родина» представлены в стандарте как ценности-идеалы.
Установлен перечень ценностей, как ориентиров для всех субъектов образования (Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, открытость, образование в течение всей жизни).
Во-вторых, установлены результаты на «выходе» из школы в виде перечня навыков широкого спектра (критическое мышление, выполнение исследовательских работ, использование ИКТ, применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки). Выстроена многоуровневая система целей обучения.
В-третьих, созданы предпосылки для проектирования благоприятной и безопасной среды обучения на основе новой философии школьной жизни.
Сохраняются все традиционные компоненты (умственное, нравственное, коммуникативное, трудовое, эстетическое, физическое образования), и находят отражение в образовательных областях: язык и литература, математика и ИКТ, естествознание, человек и общество, искусство, физическая культура.
Как добавили в профильном ведомстве, в 2015-2016 учебном году планируется проведение апробации типовых учебных планов и программ; программ обновленного содержания и пробных учебников и учебно-методических комплексов, а также организация повышения квалификации руководителей школ, учителей и методистов.
«Определены 30 школ для апробации нового: 16 городских и 14 сельских, в том числе 4 малокомплектные», - пояснили в министерстве.
Также создана надежная система оценивания качества образования на основе отслеживания учебных достижений учащихся по определенным критериям. Ученик должен знать, понимать, применять, анализировать и создавать.
«Новая система оценивания учебных достижений учащихся обеспечит объективную оценку прогресса учащегося», - заверяют в Министерстве образования и науки РК.